logo

Спецпроекты

На линии фронта // Скажи CHEESE Источник фото: AgroPortal.ua

На линии фронта // Скажи CHEESE

Спецпроекты 19 апреля 2017. 07:21 887

Семья переселенцев Людмилы и Владимира Юрковых из Донецка два года варит сыры в Краматорске. Окрестные крестьяне даже начали докупать себе больше коров, потому что выгодно сдавать молоко этим милым и надежным предпринимателям. Услышав название их бизнеса, трудно не улыбнуться: «Скажи CHEESE».

К их стенду на «Схід-Експо 2017» не подступиться. Слухи о вкуснейших сырах разлетелись мгновенно: покупатели набирали себе, коллегам, соседям. А в конце второго дня выставки этот бренд получил приз «Бизнес зрительских симпатий».

В Донецке Юрковы имели мирные профессии садовника и ландшафтного дизайнера. С началом войны долго не могли выехать из оккупированного города: досматривали тяжелобольную маму Владимира. И только после ее смерти переехали в бывший родительский дачный домик на окраине Краматорска.

«Понимали одно: мы должны что-то делать, — рассказывает семейная пара. — Когда сожжены мосты, надо начинать жизнь заново. Иначе впадешь в уныние и депрессию, но мы этого не допустили».

С тех пор они встают каждый день в 5 утра и не имеют времени присесть до позднего вечера. «Только мы не называем это работой, — уточняет Людмила. — Просто делаем все для собственного удовольствия. Ужасно любим мягкие сыры, поэтому и варим именно их».

С детства знали вкус натуральных продуктов, которыми лакомились у бабушек-дедушек в деревне. Всегда были близки к природе. «Сыр — это очень живой продукт, он так хорошо зреет, — говорят Юрковы. — Не можем взять в руки оружие и воевать. Но можем что-то делать для того, чтобы жить в новой стране. Это наша передовая. Наша опора».

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

От такой простой правды и искренности режет в глазах и перехватывает дыхание... «Мы попробовали местное молоко, оно нам очень понравилось, напиться не могли, — рассказывает Людмила о начале своего бизнеса. — Первые литры закупили на 300 гривен. Больше и не было».

Рецепты любимого «Осетинского» подсмотрели в Интернете, но в процессе добавляли к технологии и свои нюансы. Говорят, сыр очень реагирует на настроение, с которым его готовишь.

Опробовали свой продукт на рынке. Там до тех пор продавалась разве что брынза. А Юрковы принесли мягкий сыр, который был дороже в полтора раза. Многие говорили, что покупателей на него не будет. На самом же деле ценители нашлись. И, кстати, остаются верными особому вкусу и до сих пор.

Новые сыроделы начали понемногу, но ежедневно увеличивали объемы. К тому же и экспериментировали с добавками. Теперь в ассортименте есть сыр с укропом, орехами, оливками, прованскими травами и паприкой. А еще семья гурманствует, слегка поджаривая сыр или готовя его на гриле. Для этого годится кипрский мятный «Халуми», производство которого тоже освоили.

Интересуемся, кто же такое креативное название для их бизнеса придумал? Оказывается, сын с друзьями в Киеве соригинальничали. С их легкой руки бренд запустился прекрасно. С тех пор на сыне, графическом дизайнере, еще и ответственность за интересную упаковку, рекламную продукцию. Так распределили обязанности.

Источник фото: из личного архива семьи Юрковых
Источник фото: из личного архива семьи Юрковых

В одной команде с супругами работает и брат Людмилы Сергей Долгопольський. Сначала справлялись на производстве втроем. А когда оно немного разрослось, смогли еще нанять сотрудника, который помогает в транспортировке, а также реализатора продукции на рынке.

Приусадебный участочек в 14 соток уже распланировали под различные проекты. Мол, надо же интересные добавки для сыра выращивать.

А вот новый этап развития помогли начать друзья. Как-то принесли информацию о гранте чешской гуманитарной неправительственной организации «Человек в беде» (People in need). Юрковы вспоминают, что отнеслись к предложению скептически, друзья буквально уговорили заполнить анкету, сами же ее отправили. Тем приятнее было узнать, что грант на 20 тысяч гривень таки выиграли!

Изложить стратегию на бумаге, составить первоначальный бизнес-план лучше всего удалось Сергею. Он и на выставке старается не пропускать тренинги и мастер-классы известных бизнес-консультантов. Итак, «Скажи CHEESE» на деньги гранта смогли купить первое оборудование — пастеризатор и вакууматор.

«Получить оборудование для нас было принципиальным вопросом, — уточняет Людмила. — Чтобы придерживаться технологии. К тому же поставили на машину газовое оборудование, чтобы уменьшить себестоимость своей продукции».

Теперь семья не устает всем рассказывать и советовать участвовать в грантовых проектах. Потому что на самом деле это доступно и выгодно. Так вошли во вкус, что успешно реализовали и второй проект — от ПРООН — программы развития ООН в Украине. Наконец начали строительство долгожданного помещения под профессиональную сыроварню. До сих пор варили свои сыры просто на обычной кухне. Кроме того, уже рассчитали, как оборудуют специальное помещение с холодильниками для твердых сыров, которым нужен определенный период для созревания.

Источник фото: из личного архива семьи Юрковых
Источник фото: из личного архива семьи Юрковых

«Когда просто ждешь помощи — точно не дождешься. Для начала нужно самому что-то сделать, что-то отдать, вложить в дело, только после этого получишь помощь, — таков главный совет Людмилы Юрковой. — Видим, что все возможно. Нас ничто не пугает».

А Владимир добавляет важное наблюдение: «На наших глазах оживают семьи тех крестьян, у кого мы берем в селах молоко. Они еще докупают специально коров, чтобы дальше с нами работать. Сейчас таких семей в радиусе 50 км — 17. Они же прислушиваются и к нашим просьбам лучше кормить животных, правильно организовывать их рацион, улучшать их содержание. Все знают, что мы тщательно выбираем, с кем работать, чтобы иметь действительно качественное молоко. Это такая хорошая конкуренция. Хочется верить, что мы таким образом помогаем развиваться селам. Мы на самом деле поняли, что начинаем вдохновлять других».

Супруги вспоминает реакцию представителей чешской организации «Человек в беде», которые приехали проверять действие своих вложений в бизнес сыроделов: «Они посчитали элементарное. Очень интересно, говорят. Мы дали вам тысячу долларов один раз. А теперь вы ЕЖЕМЕСЯЧНО возвращаете эту тысячу в свой регион, расплачиваясь за молоко с крестьянами. И это действительно так, мы и не задумывались, просто работаем».

Естественно, интересуемся, как и куда готовая продукция реализуется. Юрковы рассказывают о базе постоянных клиентов. Оказывается, кроме местного рынка, сыры с веселым названием берут на реализацию киевский магазин «Свой вкус», торговые точки в Одессе, Днепропетровске, Трускавце, постоянные заказчики из соцсетей.

Источник фото: из личного архива семьи Юрковых
Источник фото: из личного архива семьи Юрковых

«Для транспортировки летом мы имеем специальные сумки-холодильники, знаем перевозчиков со спецоборудованием, — делится Людмила. — Наши сыры, особенно «Халуми», не теряют своих качеств после заморозки, поэтому проблем с доставкой нет. Часто пользуемся и «Новой почтой». У нас небольшое предприятие, поэтому можем быть гибкими. Заказы на 2-3-4 варки наперед есть всегда».

А знаете, какие у команды «Скажи CHEESE» грандиозные планы с пометкой «мега»? Открыть 5 сыроварен вблизи 5 украинских городов-миллионников! И, возможно, даже разводить собственных коров в будущем. Владимир даже планирует вывести свои сыры на экспорт.

Вернутся ли когда-нибудь в родной Донецк?

«Мы знаем, что там люди на грани, — с болью рассказывают Людмила и Владимир. — Для тех, кто там ждет возвращения Украины, патриотизм означает значительно больше, чем для тех, кто не знал войны. Мы не вернемся в Донецк, но будем кормить его хорошими живыми сырами. Будем своим опытом поднимать дух. Показывать, что каждый может развить свои способности. Только надо двигаться в нужном направлении, преодолевать трудности — и тогда успех станет реальностью».


Ирина Садовая, AgroPortal.ua

Новости

Показать все

Блоги