logo

Спецпроекты

Made in Ukraine // Вместо пластика: в Украине изготавливают трубочки для напитков из стеблей ржи и камыша

Made in Ukraine // Вместо пластика: в Украине изготавливают трубочки для напитков из стеблей ржи и камыша

Спецпроекты 20 июля 2020. 07:00 1549

Изменение климата и загрязнение окружающей среды вызваны не только действиями гигантских корпораций или правительствами стран. Значительную часть проблемы создаем мы, обычные люди, в процессе своей жизнедеятельности — просто потому, что мы так привыкли.

Пластиковые трубочки для напитков — прекрасная этому иллюстрация. Казалось бы, практически любой напиток можно пить и без них, но мы привыкли к ним настолько, что даже не задумываемся о том, насколько их много и насколько их одноразовое использование нецелесообразно. Но есть и другие пути.

Компания Yes Straws, в которой операционным директором работает Олеся Вершигора, нашла идеальное решение: оказывается, трубочки могут быть одноразовыми и экологичными одновременно.

Органическая альтернатива

Yes Straws — это украинская компания, которая изготавливает трубочки для напитков из стеблей ржи и камыша. «Мы позиционируем это как одноразовую экологическую альтернативу, которую можно выбрасывать в органику, компостировать. Соломинка из ржи разлагается ориентировочно за 3 месяца, соломинке из камыша нужно 6-8 месяцев. Если я, например, эту соломинку выкину, она попадет в грунт и станет ему своеобразной подпиткой, потому что это органическая часть. Мы не используем никаких химических соединений для обработки, потому что человек употребляет через соломинку напитки. И если это, например, тёплый напиток — чтобы соломинка не выделяла никаких вредных веществ», — объясняет Олеся.

Трубочки из ржи и камыша одинаково безопасны как для человека, так и для окружающей среды. Единственная разница между ними — это диаметр и пропускная способность: «Камыш можно делить на фракции по размерам: мы делим на такие классические, как пластиковые трубочки, есть специальная фракция для смузи, и есть даже для такого вида напитков как bubble tea. Рожь так нельзя поделить на фракции, она имеет один диаметр, универсальный. У нас есть что-то легенькое, классическое и подешевле, и соответственно, есть позиция, которая крепче, плотнее и более универсальная».

Кроме того, такие трубочки имеют преимущества перед другими аналогами. В отличие от металлической, такую трубочку не нужно всегда носить с собой и чистить — после употребления ее можно просто выбросить. В отличие от бумажных, камышовые или ржаные трубочки не размокают и не деформируются ни от влаги, ни от температуры. Единственный эффект — легкое, едва заметное послевкусие от употребления напитка: «Если из ржи — это легкий солодовый привкус, он практически не ощущается. Из камыша — точно так же может быть лёгенький привкус терпкий, но это больше при контакте с холодными напитками. А с тёплыми — он практически не ощущается: я вот употребляю с кофе и разницы не чувствую», — говорит Олеся. 

Миллионы трубочек и экологическое производство

Компании Yes Straws почти 2 года — производство началось в 2018 году. Тогда же пришли и первые продажи, причем изначально компания ориентировалась на зарубежный рынок и продавала трубочки через Amazon. Сама идея появилась у основателей за границей: «Увидели, что там более популярны аналоги пластиковых соломинок и получили напиток с бумажной трубочкой. Но свойство бумажной в том, что она немного размокает. Начали искать варианты, которые были бы органическими, для производства которых не нужно было бы рубить деревья. Сначала ассоциация пришла из детства — как раз те ржаные соломинки, из которых пили компот или молоко у бабушки. Рожь — она такая, более тонкая, стебель пшеницы ломкий, если на него нажать. Плюс, через соломинку из ржи нельзя пить все напитки. Искали, что тверже, и пришли к такому виду сырья как камыш». 

Сегодня компания производит около 3 млн трубочек в месяц — с поправкой на то, что карантин из-за пандемии коронавируса негативно сказался на спросе. Всего до конца года планировалось достичь отметки в 10 млн/месяц. Олеся считает, что хоть это и впечатляющие показатели, в мировом масштабе это не так уж и много: «В Штатах было в 2018 году зафиксировано использование 500 млн пластиковых соломинок в день. В Европе эта цифра в районе 100 млн, в Украине — около 1 млн, но может быть и больше. Это в день — а представляете, в месяц?! Поэтому, если мерять в мировых цифрах — это такая капля в океане». 

Все трубочки изготавливаются вручную — автоматическая линия будет ломать большое количество тонких соломинок. Сам производственный процесс организован так, чтобы минимизировать влияние на окружающую среду. «Мы пытались построить так, чтобы можно было повторно использовать воду. После того, как мы обработали трубочку высокотемпературным паром, она требует ещё дополнительной промывки. Мы стараемся сделать так, чтобы производство было безотходным. Если у нас остается какая-то часть продукции, которая является браком, — мы ее собираем, используя в сельском хозяйстве. Рожь можно использовать для ухода за животными, а камыш — для подогрева воды: он полностью безопасен и при сжигании не выделяет вредных веществ. Трубочки у нас есть разной длины: 20 см и 14 см. Мы увидели, что их можно немного короче сделать, поэтому пытаемся разделять порезку самого стебля, чтобы было остатков поменьше». 

Украинский рынок

Хоть изначально трубочки продавались через Amazon за рубеж, очень скоро нашлись покупатели и в Украине: «Как раз к моменту, когда я пришла в компанию, я больше знала локальный рынок и сказала: «Нет, ребята, тут это будет классно». Потому что независимо от того, в какой части мира ты бы ни находился, это тебя не избавляет от ответственности, осознанного потребления. Соответственно, загрязнение происходит не только где-то далеко, загрязняется природа и локально тоже. Пока у нас в Украине регулируется это не на законодательном уровне, а больше на инициативном. Поэтому есть много предприятий, которые понимают проблему. Мы увидели, что тут есть запрос, есть много заведений, которые хотят заменить пластиковые трубочки, которым не нравится, например, что трубочка из бумаги размокает». 

Сейчас на украинском рынке трубочки продаются как в розницу, так и оптом для баров, ресторанов и кофеен. «Как минимум, до карантина у нас было около 170 заведений, которые мы обслуживали по всей Украине. В каждом областном центре была наша соломинка. В розницу мы продаём у нас на сайте, на сайте ROZETKA. Ещё у нас есть магазины-партнеры: это GoodWine или магазин, который поддерживает украинского производителя «Всі.Свої | Дім та декор». 

Стоят такие трубочки дороже пластиковых, однако цена — доступна каждому: упаковка ржаных трубочек из 100 штук продается за 95 грн (меньше $4), а трубочки из камыша — в упаковках по 50 штук за 100 грн (~$4). «Как только мы запустились, они стоили дороже, а потом мы начали расти. Объем увеличивается, себестоимость — уменьшается, и мы можем понижать стоимость. Поэтому и такая цель в 10 млн трубочек в месяц к концу года у нас есть для того, чтобы мы могли хотя бы на 10-15% сделать цену в розницу доступнее», — говорит Олеся.


AgroPortal.ua по материалам Rubryka.com


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги