Украинский агростартап мобильно и быстро определит содержание микотоксинов в зерновых культурах

13 июня 2017, 13:00 5502

С прибором, который разрабатывает команда молодого ученого Андрея Карпюка, можно будет выехать в поле или на элеватор и уже через 10 минут получить на мобильный телефон показатель содержания вредных веществ в зерне, в том числе особо опасных микотоксинов.

Недавно это изобретение победило в международном батле стартапов в Сан-Франциско (США). Специально для AgroPortal.ua автор делится историей успеха своего проекта.

Андрей показывает коробочку, в несколько раз большую, чем спичечная, это биосенсор. Главная же роль отводится специальным полоскам, на которые пипеткой наносится растворенная в специальном растворе зерновая вытяжка. Диагностическая полоска вставляется в прибор и WF-модуль в нем передает информацию на мобильное устройство.

 

Оперативный результат получаете сразу, для этого даже не нужен Интернет. Но впоследствии вся информация синхронизируется со специально разработанным веб-сервисом. Благодаря GPS-фиксации каждый результат анализа соответственно обозначается на карте. Можно потом проверить образцы из разных мест, собирать статистику, анализировать, делать для себя выводы и прогнозы.

«В мире 25% семенного материала поражается микотоксинами, теряется до 1 млрд тонн пищевой продукции, — объясняет актуальность темы исследователь. — Недаром в Америке и Канаде тратится почти $5 млрд на борьбу с болезнями пищевого происхождения».

Впервые показать свои достижения в разработке специальных полосок для экспресс-диагностики сельхозпродукции Андрей Карпюк решил на прошлогоднем агрохакатоне. Говорит, таким способом решил двигаться к практическому применению изобретения: «У нас, к сожалению, образовалась огромная пропасть между наукой и предпринимательством. Дошло до того, что предпринимателям проще сделать собственную лабораторию, нежели иметь дело с заказами ученым. Наша задача — связать науку и бизнес. Проверить, действительно ли мы нужны практикам. Сейчас как раз такой момент, когда научные идеи можно коммерциализировать, вывести из лабораторий непосредственно к людям».

К Андрею на хакатоне присоединились единомышленники, которые помогли с электроникой, программным обеспечением.

 

«Но до разработки рабочего прототипа тогда не дошло, мы не смогли наглядно продемонстрировать действие изобретения. Поэтому были лишь шестыми среди 25-ти команд на агрохакатоне», — признается Андрей Карпюк. Зато он получил команду, с которой продолжил сотрудничество.

Кроме того, идею заметили члены жюри. В составе трех самых перспективных команд BIOsens MYCO отобрал под свое крыло акселератор IoT Hub под руководством Романа Кравченко, который помогает с помещением, техническим обеспечением для работы, продвижением и финансами.

Андрей очень советует студентам пробовать свои силы на агрохакатонах и участвовать в акселерационных программах: «Такого практического опыта в вузах не дают».

 

BIOsens MYCO получил возможность протестировать свою гипотезу в виде стартапа. «Наступает момент, когда ты должен понять, нужно твое изобретение рынку или нет. Готовы люди платить за него деньги или нет, а значит, нужно его развивать дальше или лучше просто отбросить», — делится опытом основатель проекта.

Несколько побед на международных соревнованиях убедили разработчиков биосенсора, что они идут в правильном направлении.

В частности, эти украинские стартаперы попали в группу из 18-ти счастливчиков, которые среди 300 претендентов были отобраны для участия в специализированной программе стажировок по программе SABIT Министерства торговли США.

 

В течение месяца группа встречалась с отраслевыми компаниями, посещала конференции и выставки в разных штатах Америки. «У нас было по 4 встречи в день. Общались с представителями венчурных фондов, которые готовы инвестировать в такие проекты, как наш. А также с консалтинговыми компаниями, они консультировали, как открыть дело, предупредить риски, развиваться дальше. После такого ценного нетворкинга у меня уже есть понимание, когда, как выходить на американский рынок, как себя позиционировать. Приобрели массу полезных контактов», — делится Андрей Карпюк.

Еще осенью 2016-го проект BIOsens MYCO занял первое место в осеннем финале Битвы стартапов на платформе Startup.Network.

 

«Тогда нам предложили принять участие в таких же международных соревнованиях. Но нужно было самим оплачивать перелет до Соединенных Штатов. Мы такие расходы пока что не могли себе позволить», — объясняет экономный Андрей Карпюк.

И судьба сделала изобретателю, казалось бы, просто невероятный подарок. Финал битвы инноваторов в Сан-Франциско просто филигранно совпал с визитом в этот город участников программы SABIT! Андрей Карпюк просто между очередными встречами забежал на защиту своего проекта и... победил! Среди 10-ти проектов из разных стран, которые, кстати, касались не только агросферы.

 

Теперь с гордостью показывает дорогую для команды статуэтку. Это настоящее международное подтверждение того, что они двигаются в правильном направлении, за актуальным развитием рынка.

На очереди — поиски реального инвестора для завершения научных исследований, а впоследствии и запуск изделия в серийное производство. Пока экспериментальные модели изготавливаются на 3D-принтере.

 

Потенциальные потребители разработки BIOsens MYCO — агрокомпании, которые закупают дополнительную зерновую продукцию в разных местах для формирования крупных партий. Мобильный и удобный биосенсор не только обезопасит от вредных веществ, но и удешевит процесс. Сейчас анализы приходится делать в стационарных лабораториях и долго ждать их результатов.

Кроме того, прибор пригодится и для анализа кормов во время кормления — для профилактики заболеваний у животных.

Стартаперы признаются, что сейчас им нужны не столько деньги, сколько достойный партнер-эксперт. Поэтому уже начинают пилотный проект с авторитетной аграрной компанией.

 

С серийным производством приборов, говорит Андрей, проблем вообще не намечается. Их можно в конце концов делать и в Китае. Основная монетизация будущего бизнеса видится в изготовлении и продаже специализированных полосок. «Прибор мы даже можем раздавать бесплатно своим клиентам, — объясняет Карпюк. — А вот полоски — это наш собственный интеллектуальный продукт, который пользователи будут докупать в зависимости от потребностей. И их производство нам бы очень хотелось наладить именно в Украине».


Ирина Садовая, AgroPortal.ua