Клуб агроэффективности: прибыльный бизнес с пряным ароматом

20 ноября 2018, 06:40 7240

Очень современный и выгодный бизнес практикует семья Александра и Людмилы Баранник в 20 км от города Днепр. В их «Спасском питомнике», кроме популярных растений для ландшафтного дизайна, недавно появилось новое направление — пряные травы, которые занимают 5-7% всех объемов реализации и дают прибыль 600-700 тыс. грн в год.

Пряности доращиваются на площади примерно 1 га. Такую площадку могут обслуживать двое работников.

Семья охотно делится опытом с коллегами и потенциальными партнерами: устраивает на своей территории профессиональные семинары и даже костюмированные фестивали.

Кстати, мелкие предприниматели, которые реализуют пахучую продукцию, тоже на травах неплохо зарабатывают. «Редко удается отдохнуть в сезон. А здесь можно совместить приятное с полезным», — говорят посетители праздников в питомнике.

Модно использовать травы именно свежими

Разве не лучше вместо банального букета цветов за 500-600 грн подарить юбиляру клумбу? Например, переносную тематическую сумку с набором пряно-вкусовых растений. Еще и с точным назначением, скажем, для рыбы, мяса или пиццы. Это стильно и создает настроение. Сразу становится предметом гордости, которым можно похвастаться, пригласить друзей на просмотр и пробу.

Коммерческий директор компании Людмила Баранник советует множество применений модного тренда, например, разводить травы в горшках на подоконнике дома и в офисах, создавать вертикальные стены-клумбы, оригинальные кашпо.

Уникально и неожиданно

«Рассадников, которые занимаются селекцией высокоурожайных, действительно интересных оригинальных пряных трав, не так уж и много в мире, — рассказывает Людмила. — Мы стремимся быть уникальными, поэтому и взялись за бизнес на выращивании продукта, которым можно заинтересовать сразу и визуально, и по запаху, и по вкусу. Выбираем только лучших мировых поставщиков семян».

Слепо копировать иностранный тренд тоже не получается. Многие допустили ошибки. К примеру, европейцы любят смелые оригинальные формы очень крупных растений, которые достаточно трудоемки, и нашим людям пока не по карману. Поэтому в «Спасском питомнике» оптимизировали работу над дизайном растений и работают с меньшими размерами, тщательно выбирают виды и сорта.

«Важна каждая деталь, ведь растение может по-разному выглядеть в почве и в горшке. Некоторые совершенно теряют свое очарование в малых формах, а другие быстренько разрастаются, поэтому достаточно высадить в горшок 2-3 маленьких побега.

Украинский потребитель выбирает только многолетние растения. Иностранные маркетологи удивляются, почему мы не делаем ставку на однолетники, ведь тогда каждый год есть продажи. Но таковы наши сегодняшние реалии. Вынуждены отсекать ряд сортов, сейчас в спросе на многолетники проявляется наша ментальность», — рассказывает Людмила.

Полный ТОП + обновление

За 4 года присутствия на «пряном» рынке семья Баранников уяснила: надо постоянно иметь топовый ассортимент популярных трав. В нынешнем сезоне пятерка лидеров состоит из: лаванды, розмарина, мяты, тимьяна, мелиссы.

Но и в этот перечень постоянно нужно предлагать что-то новенькое и невиданное доселе.

«Потому что наши потребители — это очень оригинальные люди, коллекционеры, которые постоянно хотят, чтобы их удивляли, — уточняет Людмила. — Если они даже просто пришли за пополнением, то все равно хотят новинок в ассортименте. Они стремятся к обновлению».

В этом году «Спасский питомник» тоже подготовил таких экзотов: персикарию, вьетнамский кориандр с ясной лимонной ноткой, полынь-колу, которая действительно пахнет колой или пепси.

Варианты сбыта

Предприниматели предостерегают начинающих от того, чтобы не слишком верили рисункам на упаковке с семенами — они часто не совпадают с содержимым, так как производитель позволяет себе менять место сбора. Не всегда получаешь ожидаемое. Поэтому в «Спасском питомнике» 90% растений размножается черенками (хотя это и значительно дороже). Говорят, не могут себе позволить обмануть ожидания требовательных клиентов.

Всегда привлекает сбыт через сети супермаркетов. Так легче сделать марку узнаваемой, дойти до массового потребителя, прогнозировать спрос. Питомник смог подружиться с сетью METRO.

Но часто на общих прилавках оставленные на произвол судьбы растения теряют свой товарный вид. Немногие из торговцев разжились специальными витринами и необходимой подсветкой, как в Европе.

Кроме того, специфический продукт все-таки требует консультирования. Поэтому Баранники больше ориентируются на реализацию растений в садовых центрах или через профильные интернет-площадки, группы в соцсетях.

Активными потребителями являются рестораны, которые растениями из питомника украшают территорию и используют их для приготовления фирменных блюд.

На оптовых закупках партнеры питомника получают существенные скидки и имеют хороший заработок, реализуя готовый продукт. Баранники гордятся, что уже смогли поспособствовать развитию малых предпринимателей: «Получается успешная цепочка выращивания, доращивания и реализации продукции. В ней всем выгодно. Особенно успешными, по нашим наблюдениям, стали предприниматели, которые имеют четкие, понятные договоренности, прогнозируемый сбыт. Это решающий фактор».

Особенности спроса

Важно уловить сезонные тренды. Например, в этом году был огромный спрос на определенный вид мяты (хотя в питомнике ее выращивают 11 видов). 90% продаж досталось именно марокканской мяте, которую используют для приготовления популярного мохито.

В сезон барбекю люди чаще выбирают для шашлыка базилик, тимьян, чабер.

Зимой обычно предпочитают специи к чаям, которыми хочется приятно согреться.

Творческий бизнес

«Спасский питомник» пока не планирует в ближайшее время организовывать промышленное досушивание, переработку своих трав. Но порой делают крафтовые смеси пряных трав, целые фирменные композиции и затем раздают их в качестве призов, сувениров на фестивалях, которые устраивают на своих локациях.

В хозяйстве нет ничего лишнего. Сайт компании предлагает много сопутствующих товаров: мебель из поддонов, экологические сумки и тару для растений, топливные брикеты.

Специалисты ведут здесь авторские блоги с советами начинающим бизнесменам-травникам.

«Нас очень вдохновляет такой бизнес — не сдерживает эмоций Людмила Баранник. — Потому что это модно, стильно, круто. И это очевидный тренд, который растет. Наш главный мотив в том, что хотим разнообразить жизнь. Сделать её ароматной и вкусной не только с помощью горчицы, майонеза и хрена. На самом деле наше существование может стать многограннее. Живите красиво, здорово и вкусно!»


Для справки: информация получена во время выставки-конференции «Травяной бизнес-2018», которая прошла при поддержке Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства UHBDP.