Войти в ТОП-5: LNZ Group начинает торговлю минеральными удобрениями

14 ноября 2019, 07:46 4161

LNZ Group — агропромышленная группа, сосредоточенная на торговле семенами, средствами защиты растений и природным газом — недавно вошла в сегмент дистрибуции минеральных удобрений. Новый проект стартовал с июня, а уже через 2-3 года LNZ Group видит себя в пятерке крупнейших трейдеров Украины.

О ближайших планах компании, основных тенденциях на отечественном рынке и о том, когда аграриям выгоднее законтрактовать минеральные удобрения, AgroPortal.ua пообщался с руководителем энергетического направления LNZ Group Романом Кравцом.

Расскажите о ситуации на внутреннем рынке азотных удобрений в Украине. Какие факторы сегодня задают тренд?

Роман Кравец: Исторически в Украине сложились два сезона потребления азотных удобрений: весна и осень. Одна треть потребляется осенью и две трети — весной. Однако 2019 год является уникальным в этом плане, ведь осеннего сезона как такового практически не было.

Здесь я выделяю три основные причины. Во-первых, погодные условия, которые повлияли на внесение аграриями безводного аммиака, аммиачной воды и КАС, фактически сократив их более чем на 30%.

Во-вторых, динамика к снижению цен в течение третьего квартала, которая побудила отложить закупку азотных удобрений под внесение весной. Этот тренд задали исторически минимальная стоимость природного газа, который формирует себестоимость азотных удобрений, снижение мировых цен и укрепление гривни.

В-третьих, низкие цены на сельскохозяйственную продукцию также подогревали так называемые «медвежьи» настроения потребителей.

На сегодняшний день с одной стороны мы имеем отсроченный спрос на азотные удобрения и достаточно низкие цены. С другой — ситуацию, когда незначительное изменение тренда любого из факторов, которые определяют нынешнее положение, может кардинально повлиять на рынок.

В Украине в последнее время произошел ряд остановок на мощностях по производству карбамида. В частности, по техническим причинам остановились агрегаты на Одесском припортовом заводе и черкасском «Азоте», сейчас идут ремонтные работы. Повлияет ли это на обеспечение аграриев удобрениями?

Роман Кравец: Все остановки на заводах Украины носили плановый характер и не влияли кардинально на ситуацию.

Но нужно понимать, что на рынке наблюдалась очень низкая активность со стороны конечных потребителей. Вместе с перечисленными ранее факторами, мы получили отсроченный спрос на 1 квартал 2020 г., который значительно превысит характерные для себя цифры. Добавляем сюда сложности с логистикой в зимне-весенний период и получаем предпосылки для роста цен на пике потребления.

Какие факторы сейчас двигают рынком фосфорных удобрений? Как вы оцениваете внутренние возможности Украины по обеспечению потребности сельского хозяйства в этих удобрениях?

Роман Кравец: Ситуация с фосфорными удобрениями практически та же, поскольку на нее влияют все те факторы, что и на азотную группу. Кроме того, я считаю, что в этом году не было как такового сезона потребления фосфорных удобрений.

Введение эмбарго на продукцию из Российской Федерации на определенный период стимулировало резкий рост спроса и цен. Однако уже в следующем месяце наблюдался обратный тренд, который продолжается и сейчас.

В этом году выросло собственное производство, но его мощности не позволяют полностью обеспечить удобрениями потребителя. Однако ситуация с нынешним эмбарго показала, что торговые компании способны очень быстро переключаться на альтернативных производителей. Поэтому вместе со значительными переходными остатками на складах, я не вижу каких-то критических факторов на следующий год.

Даже если ситуация с ограничениями относительно Российской Федерации не изменится.

Поделитесь ценовыми прогнозами на отечественные минеральные удобрения на ближайший период.

Роман Кравец: Думаю, сейчас сложились самые низкие цены в сезоне на всю линейку минеральных удобрений. Здесь переплелись ряд факторов: очень низкая цена на природный газ, снижение мировых цен, укрепление национальной валюты, отсрочка спроса.

Изменение любого из факторов будет иметь эффект мультипликатора, когда цены на продукцию будут расти значительно более быстрыми темпами.

Кстати, на прошлой неделе уже начался незначительный рост цен на аммиачную селитру, а на этой неделе выросла стоимость карбамида. Времени для принятия решений остается мало.

Когда сельхозпроизводителю выгоднее контрактовать удобрения, чтобы получить оптимальную цену?

Роман Кравец: В этом году на месте аграриев я бы уже начинал закупку удобрений с поставкой в декабре. Это позволит получить продукцию по минимальной цене и избежать проблем с логистикой в пиковый сезон. Предполагаю, что первый квартал будет спокойный и планомерный.

LNZ Group недавно сосредоточилась на дистрибуции азотных удобрений украинского производства. Почему решили развиваться в этом направлении?

Роман Кравец: Вхождение в сегмент минеральных удобрений стало логическим продолжением нашего развития. LNZ Group имеет опыт дистрибуции, отлаженную сеть клиентов, поэтому мы расширили линейку продукции для агропроизводителя. Теперь кроме СЗР, семян и природного газа имеем в пакете минеральные удобрения. Сейчас это азотная группа — аммиачная селитра, карбамид и КАС. Осенью расширим линейку сложными и фосфорными удобрениями.

Главное, что сейчас беспокоит агрария, — это своевременная поставка качественного удобрения. Мы сотрудничаем исключительно с производителями, а также выстраиваем сеть складов с хранением по всей Украине, поэтому можем это обеспечить.

Еще одно наше преимущество — наличие продукции и рыночные цены. Немаловажно, учитывая то, что в сезоне 2019-2020 гг. практически отсутствовал импорт азотной группы. Это означает, что даже незначительные перебои в работе заводов могут привести к коллапсу на рынке.

Расскажите, как построена логистика. Достаточно ли имеете мощностей?

Роман Кравец: К началу сезона мы равномерно разместили продукцию на 10-ти складах по всей Украине. Данные склады специально оборудованы для хранения минеральных удобрений, имеют всю необходимую инфраструктуру и систему обогрева.

Основное преимущество такого решения — близость к клиенту и возможность оперативной отгрузки. Для рынка является типичной практика, когда заводы квотируют отпуск продукции при максимальном спросе. Наше решение позволяет получить товар в срок.

Продукцию можно забирать как собственным транспортом, так и на условиях доставки в хозяйство. Поиск авто и экспедицию будет осуществлять логистическая служба LNZ Group.

На какие объемы LNZ Group планирует выйти в этом году по продаже минеральных удобрений?

Роман Кравец: Наш план на сезон 2019-2020 гг. — обеспечить до 10% потребностей сельхозпроизводителей минеральными удобрениями.

Спасибо за беседу!


Наталия Рекуненко, AgroPortal.ua