Проект закона о государственной аграрной политике определяет 15 приоритетов развития

11 октября 2018, 09:56 3048

Представители Министерства аграрной политики, ЕБРР и Всемирного банка, руководители ведущих аграрных ассоциаций и аграрных компаний, ученые обсудили предложения в концепцию государственной аграрной политики.

Об этом сообщил народный депутат, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко на своей странице в Facebook.

Он отметил, что на сегодня в Украине отсутствует базовый документ, который бы определял основные принципы аграрной политики и политики сельского развития, предыдущий закон утратил актуальность. Поэтому недавно в Верховной Раде Украины группа депутатов зарегистрировала законопроект «Об основах государственной аграрной политики и государственной политики сельского развития» № 9162 от 4 октября 2018 г.

«Законопроект направлен, в том числе, на выполнение евроинтеграционных обязательств Украины относительно приведения национального законодательства к законодательству ЕС в сфере сельского хозяйства и развития сельских территорий. Представительство Европейского Союза в Украине поддерживает данный законопроект и подчеркивает необходимость его скорейшего принятия», — добавил Бакуменко.

По его мнению, принятие этого документа значительно расширит возможности Украины относительно получения финансовой поддержки, как со стороны ЕС, так и ряда других международных организаций (Всемирного банка, ЕБРР, ФАО, USAID и др.).

«Проект закона является рамочным и определяет основные принципы и приоритеты государственной аграрной политики и сельского развития. В проекте определены 15 приоритетов государственной аграрной политики, в частности повышение конкурентоспособности украинского аграрного сектора и его продукции, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции с большей добавленной стоимостью, внедрение новых механизмов поддержки и стимулирования развития отдельных отраслей, обеспечение защиты прав и интересов землевладельцев и землепользователей, повышение уровня занятости сельского населения и др.», — добавил депутат.

Кроме этого, законопроект определяет среди главных задач государства обеспечение максимальной реализации различными производителями своих возможностей, а именно:

- стимулирование развития семейных фермерских хозяйств, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и аграрных кластеров;

- внедрение эффективной системы государственной поддержки для малых производителей сельскохозяйственной продукции, включая содействие их объединению;

- содействие созданию конкурентных преимуществ в производстве нишевой продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью;

- обеспечение на государственном уровне политики по формированию конкурентных преимуществ на международных рынках для производителей сельскохозяйственной продукции, а также обеспечение развития логистических мощностей и стабильности налогообложения.

«В проекте впервые предложено на законодательном уровне внедрение Офиса аграрного атташе для представительства и защиты интересов производителей сельскохозяйственной продукции за рубежом, поиска новых и расширения существующих рынков. Институты аграрных атташе внедрены в большинстве стран, которые являются главными игроками на мировом рынке (США, Китай, Франция, Германия и т.д.). Украина входит в этот перечень, поэтому мы должны использовать этот инструмент продвижения и защиты наших интересов», — отметил Бакуменко.

Важно обратить внимание, что на законодательном уровне закрепляется обязательство государства относительно развития сельских территорий и повышения уровня жизни сельского населения. Определена приоритетность поддержки научно-исследовательской и образовательной деятельности в аграрном секторе, уточнил он.

«Внедряются новые механизмы планирования, реализации и мониторинга государственной политики. Согласно проекту закона Кабинет Министров Украины каждые пять лет разрабатывает и утверждает План мероприятий по имплементации положений закона», — добавил депутат.

План мероприятий будет содержать: задачи и мероприятия; индикаторы оценки результативности; сроки выполнения; финансовое обеспечение. Данный механизм создает почву для практической реализации задекларированных целей и дает возможность оперативно влиять на ситуацию, которая быстро меняется, и безотлагательно реагировать на вызовы, пояснил Бакуменко.

«Принятие законопроекта будет способствовать созданию единого законодательно закрепленного подхода к формированию и реализации государственной аграрной политики и государственной политики сельского развития, обеспечит ее прогнозируемость и прозрачность на перспективу. Этот рамочный закон является по своей сути стратегией, предлагает план комплексного реформирования агропромышленного комплекса Украины и приближения его к стандартам Евросоюза».

Он также отметил, что концепция развития субъектов сельскохозяйственного производства касается таких направлений:

1. Дифференциация инструментов аграрной политики в отношении 3-х групп аграрных предприятий:

- государственная поддержка (налогообложение, государственные дотации, секторальное содействие): микропредприятий (семейных ферм), малых предприятий, средних и крупных вертикально интегрированных агропромышленных формирований;

- место и роль в развитии АПК: микропредприятий (семейных ферм), малых предприятий, средних и крупных вертикально интегрированных агропромышленных формирований.

2. Критерии дифференциации аграрных предприятий (землепользование, объемы валовой продукции, количество работающих).

3. Необходимость внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.