Морской коридор поможет преодолеть кризис украинского зерна в ЕС

26 января 2024, 08:00 1106

Преодоление российской морской блокады и успешный экспорт сельхозпродукции по морю из портов Большой Одессы уменьшает спрос на ее перевозку наземными путями через страны ЕС.

Об этом заявил министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский в комментарии для Delo.ua

Он выразил надежду, что благодаря этому в 2024 году уменьшится количество торговых споров между Украиной и ее европейскими соседями вокруг перевозок зерна.     

Министр отметил положительную динамику с экспортом агропродукции из Украины, которая наблюдается с октября 2023 года, когда суда начали активно загружаться зерном в портах Большой Одессы.

Николай Сольский, министр агрополитики и продовольствия Украины

Из-за этого у нас изменился приоритет на морские перевозки. Вам каждый участник рынка сейчас скажет, что цены на доставку сельхозпродукции в морских портах Украины для 90% аграриев выгоднее, чем если везти через западную наземную границу.

Успешная работа украинского зернового коридора поменяла для Украины очень многое, и проблема логистики через страны ЕС за это время уменьшилась многократно. Поэтому Минагрополитики Украины сейчас пытается объяснить европейским чиновникам, что протесты фермеров в ЕС являются больше проблемой «виртуальной».

По мнению Сольского, если бы европейские соседи Украины завтра отменили введенные ограничения по зерну, то не факт, что зерно из Украины сразу поехало бы через наземную границу — разве что от фермеров из западных приграничных регионов, которые еще не успели продать урожай. Для всех остальных аграриев сейчас выгодны именно украинские морские порты, подчеркнул министр.   

В дополнение, для экспорта зерна через пять соседних стран ЕС украинцам нужно получать соответствующие лицензии, что является еще одним аргументом для отечественных фермеров использовать именно порты Большой Одессы.

Министр подчеркнул, что из—за такого падения интереса к перевозкам зерна власти ЕС должны были бы упрощать введенные против Украины ограничения, но опасения новых фермерских протестов перевешивают экономическую заинтересованность в транзите. Украинская сторона с пониманием относится к таким ограничениям, поскольку в условиях полномасштабной войны с рф логистическая ситуация может в любой момент измениться, добавляет Николай Сольский. 

«Именно из-за военной неопределенности наш диалог проходит очень осторожно, и поэтому резких упрощений режима торговли не будет. Поэтому мы с пониманием относимся к обстоятельствам у наших европейских партнеров, но просим учитывать и наши, мы готовы к дискуссии. Такая риторика кажется мне наиболее правильной», — уточнил Николай Сольский.