Итоги вступительной кампании-2017: не допустить уничтожения высшего аграрного экономического образования

20 октября 2017, 17:21 3172

Сегодня на базе Национального университета биоресурсов и природопользования Украины прошел круглый стол, посвященный итогам вступительной кампании-2017 года — в Украине в целом на экономические специальности в аграрные вузы.

В мероприятии приняли участие ректоры и деканы факультетов экономического направления аграрных вузов, представители Министерства образования и науки, Министерства аграрной политики Украины и продовольствия.

Открывая работу круглого стола, ректор НУБиП Станислав Николаенко отметил актуальность затронутой тематики. Ведь не может быть так, чтобы аграрное образование сектора, который формирует около 40% ВВП страны, получало на потребности подготовки специалистов лишь 1% от госзаказа.

Детальный анализ результатов вступительной кампании на экономические специальности аграрных вузов Украины на места государственного заказа озвучил декан экономического факультета НУБиП Анатолий Диброва. По его словам, результаты вызывают серьезное беспокойство — как у сельской молодежи и родителей, так и в академической и образовательной среде. Ведь новый порядок распределения бюджетных мест на основе «широкого конкурса», внедренный Министерством образования и науки, и принцип «деньги идут за студентом» принесли неприятные неожиданности как абитуриентам, так и высшим учебным заведениям.

Например, во все аграрные вузы по специальности «Экономика» при минимальном проходном конкурсном балле ВНО 182,4 на места государственного заказа поступило… 8 человек (не считая Луганский НАУ), в т.ч. один — с сельским коэффициентом. А учитывая то, что на экономические специальности аграрных вузов поступают преимущественно выпускники сельских школ, это свидетельствует: сельская молодежь (даже с введением при поступлении сельского коэффициента, на котором как на существенном позитиве акцентирует внимание МОН) не может конкурировать с городскими сверстниками за места государственного заказа.

Участники круглого стола определили основные проблемы и вызовы дальнейшего развития экономических и управленческих специальностей в аграрных вузах. Среди них — ограничение доступа сельской молодежи к приобретению высшего образования вследствие низкого уровня подготовки абитуриентов из сельской местности, что является нарушением их конституционных прав; внедрение принципа «деньги идут за студентом» и «широкого конкурса», что создало значительные диспропорции в государственном финансировании вузов и фактически сделало невозможным осуществление планирования потребности в специалистах по определенным специальностям на государственном уровне, с учетом региональных и отраслевых особенностей; низкий уровень влияния сельского, отраслевого и регионального коэффициентов на конкурсный балл абитуриентов, что практически не меняет конкурсную ситуацию; существенное уменьшение объемов приема на места государственного заказа угрожает дальнейшему существованию в аграрных вузах научных школ по экономике, бухгалтерского учета, финансов, менеджмента и маркетинга, которые складывались в течение десятилетий; угроза квалифицированному кадровому обеспечению сельского хозяйства выпускниками экономического профиля аграрных вузов.

Какие пути их решения рекомендуются:

  • для обеспечения равного доступа к высшему образованию необходимо разработать более действенные инструменты поддержки сельской молодежи при поступлении в вузы и существенно повысить качество общего среднего образования в сельских школах;
  • усовершенствовать нормативно-правовые акты относительно подтверждения поступающими права пользоваться сельским коэффициентом и его корректировки в направлении повышения;
  • требует пересмотра система распределения государственного заказа при поступлении в вузы с учетом реальных потребностей экономики в трудовых ресурсах и региональных проблем развития;
  • ввести в аграрных вузах новые специальности — 057 «Экономика агробизнеса» и 077 «Аграрный менеджмент», что позволит учитывать отраслевые особенности подготовки специалистов.

Источник: НУБиП