Защитит ли бизнес «антирейдерский» закон

19 октября 2016, 11:24 4882
Артем Кузьменко

Верховная Рада 6 октября по сокращенной процедуре 271 голосами проголосовала за законопроект № 5067 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности». Законопроект, со слов спикера Верховной Рады, уже получил название «антирейдерского».

Необходимость в принятии изменений в законодательство в отношении регистрационных действий обсуждалась достаточно давно, так как в последнее время существенно возросло количество случаев манипулирования в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и в области государственной регистрации юридических лиц. Причиной тому были изменения законодательства, которые существенно упрощали открытие бизнеса и регистрационные процедуры в отношении недвижимости, в том числе вследствие передачи такого права нотариусам, которые часто просто не следили за правильным заполнением документов, а в некоторых случаях сознательно проводили регистрационные действия в отношении юридических лиц или недвижимости, которые приводили к потере контроля над объектами недвижимости их реальными собственниками, а точнее, к рейдерским захватам.

В последнее время было несколько громких скандалов в отношении недвижимости, в обиход даже вернулся термин из прошлого —  «черные нотариусы». Громким примером попытки захвата недвижимости стал кейс «Укрсоцбанка», когда нотариус дважды на протяжении года проводил перерегистрацию недвижимости банка на других собственников. Также в отношении юридических лиц было совершено достаточно большое количество регистрационных действий, о которых реальные собственники даже не догадывались. Один из случаев — это попытка захвата сети супермаркетов Novus, когда компания с иностранными инвестициями по поддельным документам с легкой руки регистратора Барышевского поселкового совета перешла в собственность других лиц. Были и другие случаи захватов с крупными публичными компаниями.

С другой стороны, законодательство, которое действовало до принятия «антирейдерского» законопроекта, было достаточно прогрессивным и либеральным, а также существенно упрощало процедуру начала бизнеса и регистрации. Более того, принятие такого либерального законодательства декларировалось как большой прорыв в реформах законодательства, что в конечном итоге отобразилось на позициях Украины в мировом рейтинге Doing Business. Однако позитивный эффект от таких реформ оказался не столь однозначным. Причина, очевидно, состоит также и в неудовлетворительной работе правоохранительных органов и судебной системы Украины, которые не смогли обеспечить качественную защиту интересов собственников бизнеса и недвижимости.

«Антирейдерский» закон разработан с целью защиты прав собственности при регистрационных действиях в сфере недвижимости и бизнеса, усиления административной и уголовной ответственности субъектов регистрационных действий и участников процесса регистрационных действий, которые проведены с нарушением действующего законодательства.

Ниже — несколько основных положений нового закона.

Одной из основных новаций закона является обязательное нотариальное заверение подписей участников на протоколах и уставах компаний, передаточном акте и распределительном балансе юридического лица, заявлении о выходе из общества при внесении изменений в отношении таких компаний в Государственный реестр. Ранее также существовала такая норма, которая была отменена в связи с упрощением законодательства в отношении регистрации бизнеса. Данная норма повысит затраты на необходимые для внесения изменений в реестр юридических лиц, так как добавляется минимум два нотариальных действия. В то же время сроки регистрации останутся теми же, ведь сейчас нотариус выполняет функцию государственного регистратора. Также очевидно, что смысла обращаться к регистраторам при администрациях практически не будет, так как это дополнительные временные затраты.

Также закон предусматривает новые правила отчуждения объектов недвижимого имущества. Провести регистрационные действия можно будет только после того, как государственный регистратор уведомит собственника недвижимости о внесении изменений в реестр. Если собственник не был инициатором таких изменений, он может подать регистратору заявление о приостановке регистрации сроком на 10 дней, при этом регистратор имеет право принять решение о возобновлении регистрационных действий в случае, если собственник не предоставит решение суда о запрете на регистрационные действия, вступившее в законную силу. Как мы видим, реализация данной нормы на практике будет достаточно сложной, непонятен порядок извещения собственников о попытке провести регистрационные действия. Также в реестре может не быть контактных данных собственников. И последнее: достаточно тяжело в современных реалиях предоставить судебное решение о запрете проведения регистрационных действий в течение десяти дней, соответственно, регистратор сможет возобновить процедуры регистрации.

Также законом изменяется принцип экстерриториальности. Теперь регистраторы смогут вносить изменения, ограничиваясь границами области, а не как было ранее, когда в отношении недвижимости в Одессе можно было провести регистрационные действия в Чернигове. Это существенно усложняет проведение незаконных регистраций.

Законом предусмотрено увеличение ответственности за рейдерство, теперь ответственность будет распространяться не только на рейдеров, но и на должностных лиц, нотариусов, государственных регистраторов, которые, как правило, также помогают в рейдерских захватах. Для них предусмотрено ограничение свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной деятельностью на срок до 10 лет. Также нотариусы могут быть лишены права заниматься нотариальной деятельностью, законом уточнены причины такого лишения.

И последнее, на наш взгляд, существенное изменение — это предоставление права осуществлять мониторинг регистрационных действий в Государственном реестре прав. В случае выявления нарушений Минюст будет проводить проверки государственных регистраторов. По их результатам будет блокироваться/аннулироваться доступ к Государственному реестру прав. Также отдельно стоит отметить, что срок подачи жалобы о нарушениях в сфере государственной регистрации в комиссию при Минюсте увеличен с 30 до 60 дней.

В целом закон вносит достаточно много новаций в процедуры регистрации недвижимости и бизнеса, данные изменения не должны существенно повлиять на сроки регистрации, однако некоторые из норм увеличивают стоимость регистрационных действий. Также пока непонятно, как будут работать на практике некоторые из норм данного закона. В то же время хотелось бы отметить, что закон не защитит от рейдерских захватов в полной мере, так как все захваты были осуществлены с использованием поддельных документов, и при большом желании рейдеры и в условиях нового закона смогут осуществить противоправные действия. Для реальной и эффективной работы необходима слаженная работа правоохранительных органов и судебной системы по наказанию лиц, которые пытались осуществить незаконные действия по захвату чужого имущества.

Артем Кузьменко, юрист ЮФ Eterna Law

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.