Успех отечественного АПК на международных рынках — это об «игре в долгую»

15 января 2019, 06:29 3952
Ольга Трофимцева

«Зеленая неделя», которая пройдет в Берлине, за долгие годы своего существования стала своеобразным place to be для всех стран — ведущих производителей аграрной и пищевой продукции мира. Почему?

Рецепт успеха выставки «Зеленая неделя» на первый взгляд достаточно прост и заключается в концепции этого мероприятия: когда специалист в отрасли АПК или пищевой промышленности, конечный потребитель, рядовой берлинец или турист, который посетил выставку, может осуществить практически виртуальное путешествие по кулинарным (и не только) особенностям стран мира, почувствовать многообразие вкусов и увидеть, чем каждая страна-участник гордится, что может предложить потребителю и на какие продукты made in Turkey или made in Ukraine стоит обратить внимание в супермаркете.

Я очень хорошо помню, когда, во времена моего проживания в Берлине, посещение «Зеленой недели» было поводом встретиться с друзьями и потратить почти день на то, чтобы полюбоваться цветочным павильоном Нидерландов, попробовать французские устрицы, аргентинское или грузинское вино и полакомиться восточными сладостями, запив все это замечательным китайским чаем.

По статистике организаторов выставки, в прошлом году на «Зеленой неделе» побывало более 400 тыс. посетителей, из них 90 тыс. «профессиональных», то есть представителей пищевой промышленности или связанных с ней отраслей. Свою продукцию им представляли 1715 экспонентов, из них 555 иностранных, из 65 стран мира. Выставка не стоит на месте, развивается и меняется, ища новые пути развития, для того чтобы оставаться привлекательной для экспонентов и посетителей. Одним из этапов развития стало внедрение широкомасштабного политического события в рамках «Зеленой недели», которое начало собирать официальные делегации со всего мира.

«Аграрный Давос»

Глобальный аграрный и пищевой форум и Министерская конференция в Берлине постепенно стали серьезными мероприятиями, которые ежегодно фокусируются на различных актуальных темах мирового сельского хозяйства и пищевой промышленности. В различных дискуссиях принимают участие как министры отдельных стран, так и представители высшего уровня от влиятельных международных организаций, таких как FAO или OECD. В этом году Глобальный форум пройдет уже в одиннадцатый раз и будет посвящен теме цифрового сельского хозяйства и диджитализации в АПК. И я очень рада, что Украине есть что предложить миру в данной сфере и о чем подискутировать. Обычно около 200 министров и госсекретарей из разных стран мира посещают «Аграрный Давос» в Берлине. И именно поэтому это становится отличной платформой для проведения двусторонних встреч с коллегами из министерств других стран, которые важны для нас как партнеры в сфере АПК.

Украина и «Зеленая неделя»

Как немножко «берлинка», скажу из своих личных впечатлений посетителя «Зеленой недели» и студентки, которая даже немного работала в национальном павильоне в свое время, представляя украинскую кухню. Отношения Украины и «Зеленой недели» складывались не слишком ровно, наша страна иногда выступала с достойными национальными павильонами, а иногда, к сожалению, наша презентация выглядела довольно «скромно», и было понятно, что участие оформлено «для галочки».

Не буду лукавить: выставка не является простой для участия как с точки зрения продолжительности (10 дней), так и с точки зрения концепции. Вызов для нас заключается в том, что «Зеленая неделя» — это имиджевая выставка, призванная на представление страны на национальном уровне: ее кулинарного мира, возможно, других связанных с пищевой отраслью секторов, таких как зеленый туризм, гастрономия или аграрные технологии. Эта выставка, если брать всю ее рамочную программу, об АПК именно как комплексе. Потому что здесь, с одной стороны, в рамках профессиональных подиумных дискуссий форума можно и нужно представлять достижения всего сектора, внедрение новейших технологий или адаптацию АПК к климатическим вызовам.

С другой стороны, сама выставка — это площадка для знакомства с нашей национальной кухней, с нашими качественными продуктами, это площадка для презентации бренда «made in Ukraine». Каждый производитель, который участвует в этой выставке, фактически заявляет о высоких стандартах продукции, отвечающих требованиям ЕС. Каждая компания, которая в рамках национального павильона представляет свое вино, сыр, мед или любые другие продукты, должна быть готова к вопросу: «А можете ли вы поставлять такой продукт в сеть наших магазинов в таком-то количестве и по такой-то цене?»или к вопросу от потребителя, который попробовал ваш продукт, и которому понравилось: «А в каком супермаркете я могу ЭТО найти?».

То есть именно эта выставка может стать для вас первым шагом на рынок ФРГ или ЕС в целом с готовой продукцией. Но, если вернуться к мысли о комплексном подходе, то нам важно, чтобы Украину постепенно начинали воспринимать именно так: как страну с качественной, высокотехнологичной продукцией, вкусной кухней, креативным и инновационным сектором АПК. Национальный павильон на «Зеленой неделе» — это о микроуровне одной компании и о макроуровне всей страны, о совместной работе на всех уровнях для общей цели — создания качественного национального продукта и его профессиональной презентации на всех международных площадках от Берлина до Токио.

После нескольких лет перерыва мы возвращаемся в 2019 году на «Зеленую неделю» с национальным павильоном. Я лично надеюсь, что этот comeback не будет одноразовой акцией, а станет началом нового этапа истории Украины на «Зеленой неделе». Но не только это. Мы должны своим возвращением дать сигнал миру, ЕС, Германии, и прежде всего самим себе о том, что страна меняется, АПК меняется, мы растем и меняем наши подходы в работе, в координации усилий бизнеса и страны. И именно это даст нам качественно новый результат не только в краткосрочной перспективе. Потому что успех отечественного АПК на международных рынках — это об «игре в долгую».

Начнем?

Ольга Трофимцева, заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.