У агрохолдингов есть долгосрочный потенциал

01 декабря 2017, 14:40 2664
Альфонс Бальманн

В последнее время агрохолдинги стали предметом дискуссий и многочисленных дебатов. Важно понимать, как и зачем крупномасштабные производства в агросекторе развиваются по всему миру, а также насколько продолжительным будет такое явление.

Основными факторами развития агрохолдингов являются:

- низкие процентные ставки на международных финансовых рынках;

- институциональные дефициты;

- инфраструктурные дефициты;

- дигитализация;

- преимущества горизонтальной и вертикальной интеграции по цепочке поставок.

Все эти факторы в большей или меньшей степени стимулируют увеличение инвестиций в крупнопроизводственное сельское хозяйство.

Размещение на фондовых биржах мира в особенности выгодно в условиях нестабильности внутренних финансовых рынков. Одним из примеров такого развития является Аргентина, где стоимость привлечения капитала внутри страны намного выше, чем за рубежом.

Тесно интегрированные цепочки поставок позволяют компенсировать возможные риски при работе с поставщиками и покупателями, а также оптимизировать транзакционные, производственные и маркетинговые затраты. Достижения в области цифровых технологий, последние нововведения в растениеводстве, обработке почвы и информационных технологиях облегчают управление крупномасштабными компаниями.

Агрохолдинги в разных странах как похожи, так и отличаются по многим аспектам, но можно выделить 3 основных:

1. Размер земельного банка. Если сравнивать с ЕС, где очень большим предприятием считается ферма размером около 1 тыс. га, то агрохолдинги – это совсем другой порядок цифр. Например, в Бразилии, Украине размер одного холдинга может достигать 500-600 тыс. га.

2. Специализация предприятия. К примеру, в странах Латинской Америки есть агрохолдинги, которые специализируются исключительно на производстве сахарного тростника или этанола. В это же время, в постсоветстких странах преобладают смешанные формы производства — животноводство и растениеводство. Хотя, как правило, производство сельскохозяйственных культур доминирует.

3. Инфраструктура. Важный фактор — степень развития смежных несельскохозяйственных секторов и инфраструктуры, которые могут сильно разниться в Восточной Европе и Южной Америке.

Роль холдингов в общественом развитии разнится также в зависимости от стран, где они оперируют. К примеру, в странах Восточной Европы до сих пор бытует мнение, что вне зависимости от их размера, предприятия обязаны нести определенную социальную ответственность. Отчасти, возможно, это и верно.

Множество бывших коллективных хозяйств управляется местными собственниками. Украинские агрохолдинги часто продолжают оказывать аналогичные социальные услуги сельскому населению, как это делали бывшие колхозы и совхозы в свое время. Частично это обусловлено их собственным интересом к привлечению мотивированных и хорошо обученных сотрудников для работы на своих объектах.

Как правило, социум негативно относится к деятельности крупных хозяйств. Это связано с мнением о негативном влиянии больших предприятий на окружающую среду, севооборот, благополучие животных и др. Часто в глазах людей агрохолдинги – это ориентированные на прибыль безответственные компании, которые производят сельскохозяйственную продукцию, но при этом загрязняют окружающую среду и истощают природные ресурсы.

С другой стороны, холдинги строят свою операционную деятельность в соответствии с принципами рыночной экономики. Естественно, они сталкиваются со множеством трудностей при окупаемости производства и на пути получения дополнительной прибыли.

Каждая форма хозяйствования в агросекторе имеет свои преимущества, и говорить о том, какая же будет работать эффективнее, а тем более сравнивать их, было бы неправильно. Небольшие фермерские хозяйства в Западной Европе имеют преимущества во время кризисных периодов, в особенности за счет наличия собственных земель. Маленькие хозяйства используют доступные производственные мощности или занимаются производством продукции с добавленной стоимостью. С другой стороны, агрохолдинги выигрывают за счет дефицитов в инфраструктуре и влияния дигитализиции на АПК. Ключевым фактором экономического успеха агрохолдингов является эффективность построения управленческих процессов и способность учиться на опыте.

В любом случае успех аграрного предприятия напрямую зависит от способа управления хозяйством, количества созданных рабочих мест, отношений с арендодателями, а также от корпоративной социальной ответственности (CSR) как внутри, так и вне предприятия.

Стукрутные процессы, которые происходят в агрохолдингах напрямую зависят от стратегии и видения пути развития предприятия. Агрохолдинги могут научиться выявлять свои уязвимые места и управлять ими. Именно поэтому считаю, что феномен агрохолдингов имеет тенденцию к долгосрочной перспективе.


Примечание: узнать больше об агрохолдингах со всего мира скоро можно будет на информационном ресурсе IAMO


Альфонс Бальманн, директор Лейбниц-Института аграрного развития в странах с переходной экономикой (ІАМО)

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.