Темпы земельной реформы в 90-х были быстрее, чем сейчас

06 декабря 2017, 09:29 2132

В процессе открытия рынка земли, начиная с 2001 года, отмечается застой.

Такое мнение озвучил генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Тарас Высоцкий на конференции «На пути к открытой и обоснованной земельной реформе».

«В процессе политических дебатов, которые продолжаются 16 лет, мы отклонились от курса и забыли об основной задаче земельной реформы 1991 года. Целью трансформации земельных отношений было разгосударствливание земель и создание новых частных форм хозяйствования на основе бывших коллективных хозяйствах. За первые 10 лет реформы с 1991 по 2001 год были распаеваны 26,4 млн га земель, что составляло половину (48,2%) сельскохозяйственных земель страны. Арендная плата за паи в 2000 году превысила 1,6 млрд грн. В конце 2001 года только 1,8% земель находились в коллективной собственности», — рассказал Высоцкий.

С начала 2001 года в земельном реформировании наблюдается застой. За последующие 15 лет было приватизировано лишь 25% процентов земель. Количество фермерских хозяйств снизилась на 11%, в сравнении с 2001 г. До сих пор остается незаполненным Государственный земельный кадастр, отмечается низкий уровень защиты прав собственности на землю. Нерешенные вопросы земель коллективной собственности, невостребованных паев, полевых дорог и т. д.

«Сейчас, к сожалению, нет оживления инвестиционных процессов в отрасли, ведь реформа до конца не завершена. Причины, почему пришлось впервые вводить мораторий из-за неэффективности реформы, были озвучены еще в Указе Президента Украины от 30 мая 2001 года: не было создано надлежащей законодательной базы; не сформирован механизм свободного оборота земельных участков и ипотечного кредитования, не было надлежащего финансирования реформы», — отметил генеральный директор УКАБ.

По его мнению, чтобы обеспечить эффективность реформы, нужно завершить то, что начали в 2001 году. Для этого необходимо выполнить 4 условия: усовершенствовать нормативно-правовую базу развития земельных отношений в сельском хозяйстве; повысить эффективность государственного управления земельными ресурсами; создать рынок земель и кредитование под залог земли; наполнение Государственного земельного кадастра, регистрация прав и обеспечение мониторинга и оценки земель.

«Последние 15 лет свидетельствуют об отсутствии системности в реализации реформы. Анализ земельной реформы с 1991 года показал, что даже в 90-х темпы и шаги были быстрее, чем в следующий 15-летие. То, что удалось приватизировать в 90-х, как раз и дало стимул для привлечения инвестиций в 2000-х и рост аграрного сектора. В последующие 15 лет необходимых шагов сделано не было. Что надо сделать сегодня? Обеспечить функционирование качественной нормативной правовой базы и ввести оборот земель сельскохозяйственного назначения. Наличие этих двух факторов приведет к благоприятным условиям для привлечения инвестиций. Большинство решений уже подготовлены экспертной средой. Но необходимо сделать один большой политический шаг для открытия рынка земли, ибо без него всех других усилий будет недостаточно», — подытожил Тарас Высоцкий.