Сектор плодоовощеводства нуждается в дополнительном финансировании

27 ноября 2018, 10:50 3341
Дмитрий Николаев

Украинский плодоовощной рынок переживает времена трансформации. Объем внутреннего производства снижается, наблюдается переориентация на внешний рынок.

По данным Всемирной Торговой Организации экспорт украинских овощей и фруктов в 2016 году составил $ 532 млн., а в 2017 уже $ 688 млн., среди которых: овощи (свежие, сушеные, замороженные) — $ 283 млн.; фрукты (свежие, сушеные, замороженные) — $ 240 млн.; переработанные фрукты и овощи (соки, джемы, мармелад и др.) — $ 165 млн.

У каждого рынка свои предпочтения

Лук, огурцы, тепличные овощи востребованы на рынках ЕС, Великобритании. Бахчевые — на рынках ЕС, Беларуси, Великобритании. Украинские ягоды пользуются спросом на рынках ЕС и в странах Персидского залива. Переработанные овощи (замороженные, томатная паста) поставляются преимущественно на рынки ЕС, Азии, Китая, Индии, стран Персидского залива. Переработанные фрукты (сок, замороженная черешня) — на рынки ЕС, США, Египта, Китая, Индии, Японии.

Фрукты и овощи — самый крупный сегмент рынка свежих продуктов Украины, он генерирует 60% общей выручки.

В Украине плодоовощной наблюдается, с одной стороны, большое количество малых и средних производителей, которые производят продукцию низкого качества, с другой, недостаточно профессиональных игроков (хозяйств), которые предлагают высокое качество, но нуждаются в новых технологиях для увеличения урожайности.

По данным наших коллег из проекта ITC, большинство продукции плодоовощного сектора Украины выращивается на юге. На долю трех областей (Николаевской, Одесской, Херсонской) приходится примерно 25% общего объема производства. Херсонская область является основным производителем традиционных овощей (борщевой набор), тепличных овощей. Популярные культуры — лук, томаты, картофель. Николаевская область является основным производителем томатов (42%) и производит около 600 000 тонн овощей. Одесская область крупнейший регион с 2 млн. га пахотных земель, где выращиваются основные культуры — картофель, лук, томаты. Регион имеет значительные мощности по переработке, что составляет более 30% промышленного производства.

На локальном рынке пользуются спросом тепличные овощи, выращиваемые вне основного сезона, но это производство нуждается в новых технологиях и больших затрат энергии, а также фрукты (косточковые, виноград, яблоки, груши), требующие значительных инвестиций. Основные факторы, сдерживающие развитие отрасли — отсутствие послеурожайной доработки продукции (упаковка, сортировка, охлаждение и транспортировка). Это влияет на качество продукта в сетях супермаркетов и срок реализации. Все эти дополнительные риски остаются проблемой исключительно производителя, поскольку супермаркеты возлагают все риски именно на него.

Перспективы и тренды плодоовощного рынка

Во-первых, это увеличение тепличного производства, что позволяет получить более высокую цену за выращенную продукцию и выйти на экспортные рынки в свободные окна.

Во-вторых, увеличение объема свежих фруктов в сетях супермаркетов, таких как виноград, косточковые, яблоки и груши. Дело в том, что супермаркеты редко покупают местную продукцию, поскольку импортированная имеет более высокое качество, даже в течение основного сезона украинских овощей и фруктов. Эта продукция поставляется охлажденной, упакованной с соответствующим сроком реализации продукции.

В-третьих, нельзя игнорировать изменение потребительских трендов — свежая, здоровая пища и вегетарианство. Все это требует появления новых продуктов на рынке (например, снеков).

Экспорт не возможен без создания брендированной продукции. Поэтому, в-четвертых, производителям крайне важно сосредоточиться на маркетинге и продвижении продукции. А выход на внешние рынки — это совсем другой уровень (валютная выручка, возврат НДС, стабильность, более высокая цена). Но в то же время экспорт требует значительных капиталовложений в производство, инфраструктуру, сертификацию, маркетинг. Выполнить все условия возможно только при наличии доступа к финансовым ресурсам и готовности банковского сектора работать с компаниями плодоовощного сектора.

IT-решения для плодоовощеводства

Если посмотреть на наше собственное исследование, проведенное среди малых и средних производителей, которые являются зарегистрированным бизнесом и ищут финансовые ресурсы для поддержки и развития собственного дела, то 36% опрошенных нуждаются в дополнительных средствах, 90% уверены, что деньги им понадобятся уже в 2019 году. О каких суммах идет речь? Наибольший запрос в пределах от 150 до 500 тыс. грн., почти 25% фермеров готовы привлечь от 500 тыс. грн. и более.

Банки Украины неохотно кредитуют плодоовощной сектор, потому что считают это рискованным. Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP) и Международная финансовая корпорация (IFC) объединили усилия для создания IT-решения именно для сектора плодоовощеводства.

CLARA — это цифровое решение для учреждений, которые в той или иной степени кредитуют сельхозпроизводителей, а именно для поставщиков материально-технических ресурсов, трейдеров, банков, закупщиков, переработчиков и тому подобное. CLARA упрощает, ускоряет и улучшает качество при оценке рисков кредитования и мониторинга кредитов для сельхозпроизводителей.

Это происходит благодаря таким инструментам: построение детального прогноза денежных потоков на основании агрономической базы данных, сравнительный анализ, гибкая система предположений, которые можно настраивать, и набор инструментов для анализа исторических производственных и финансовых показателей.

Для анализа в CLARA доступны картофель ранний, томат (на переработку, на свежий рынок), лук, свекла ранняя, огурец тепличный, болгарский перец на поливе, морковь ранняя, капуста белокочанная ранняя, тыква на поливе, арбуз на поливе, дыня на поливе, чеснок, горох, малина, ежевика, земляника, яблоко интенсивное, орех грецкий, фундук, вишня, черешня, слива, груша, абрикос.

Высококачественная оценка рисков помогает снизить уровень безнадежных кредитов, что важно для банковского сектора, использование CLARA для плодоовощного рынка позволит финансовым учреждениям привлечь новых клиентов, выйти на новые рынки и диверсифицировать существующий портфель. И главное — производители плодоовощной продукции получат доступ к финансированию для развития собственного бизнеса и выхода на новые рынки сбыта.

Дмитрий Николаев, менеджер Украинского проекта бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP)

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.