Рынок земли: мифы и факты. Как разрушалась хозяйственная культура. Часть 2

11 февраля 2019, 07:00 3712
Зиновий Свереда

Старший сын прадеда отсидел 12 из 15 лет, а прабабушка — 5 из 7. Хотя прадед подписался под тем, что передал все в колхоз, у главы села был статистический план: несколько семей выслать из деревни на работу в Сибирь: коммунисты уже не просто старались уничтожить, а надо было, чтобы кто-то даром строил там города, железные дороги и сельское хозяйство.

Поэтому после похорон сказал прабабушке, что ей якобы из всего имущества оставляют корову, и что она имеет право взять себе сено и солому. Она с сыном пошли брать, а тем временем он написал, что это была кража. Так попали в ГУЛАГ.

После смерти Сталина частично начали пересматривать дела. И руководителями лагерей часто становились экс-фронтовики. Это были люди другого мировоззрения, которые часто видели беду. Один из таких фронтовиков, сам родом из Нижнего Новгорода, который был назначен руководителем ГУЛАГа, помог прабабушке и другим украинкам освободиться.

Старший сын вернулся и не мог с этим смириться. Кроме него были арестованы и двоюродные братья (один из них 10 лет отсидел в ГУЛАГе за принадлежность к ОУН и за это «строил» 503-ю заполярную магистраль). В 1950 году брат был взят с другими ребятами из ОУН-УПА возле Свиржа, где находится знаменитый замок. Когда их нашли в укрытии, то они бросили гранату между собой. Но он, тяжело раненный, выжил. Тела погибших выставили в центре села на два дня, чтобы показать всем, что будет с теми, кто будет против СССР. По возвращении начали планировать «семейную вендетту».

Тот «асвабадитель из Салехарда», с севера России, уже был снят с должности главы села и затем — с председателя колхоза, потому что райком вовремя опомнился и поставил его заместителем председателя. Это была должность, в которую входила политработа, тунеядство и постоянные празднования. Когда селян собирали для политзанятий, то они не просто смеялись, а ржали над ним, потому что весь его идейный марксизм-ленинизм был виден по его синему носу, дрожащим рукам, которые уже даже не могли подписать документ, а только держать рюмку водки. Кроме того, эта их идеологическая обработка населения была подобна сатире над самими собой.

Братья уже полностью изучили его: маршрут, навыки .. Но природа сама решила все.

Однажды зимой, поздно вечером, он упал в ручей, протекающий через село, недалеко от реки Гнилая Липа. Когда через три дня его нашли, то судмедэксперт не мог определить точное время смерти, потому что синий цвет лица от холода даже сделал его моложе, чем он был вживую от алкоголя. «Асвабадитель» не верил в Бога, но когда в последние годы ему начал видеться «черт» от белой горячки, то в нем пробудился страх. Как говорится: «Страх перед Богом — это начало зарождения мудрости». Хотя мудрости там уже не могло быть из-за отмирания всех умственных клеток, поэтому росла паника. Его жена была из рода низовых казаков на Кубани и удивительной красоты: высокая, длинные роскошные волосы. Она пережила Голодомор только потому, что семья вовремя сбежала с Кубани, но была вынуждена выйти замуж за него. Своих двух сыновей он повез в Салехард, на его родину, то они, увидев заброшенные «дерёвни», только сказали: «Папа, ты куда нас привёз?». Истребить коренные сибирские народы еще не значит уметь что-то построить там. Уже во времена СССР в Сибири постепенно все приходило в упадок. Потому что лучше признавать политические идеологии и «выслуживаться» и занимать привилегированные места в республиках. История никогда не бывает однозначной, внуки «асвабадителя» стали патриотами, сейчас говорят исключительно на украинском.

Вернувшись в село, семья почувствовала изменения: вся община уже была рассорена. Коммунизм играл на амбициях людей. Было такое волшебное слово: «выписать» — то есть идти на поклон к голове и просить у него чего-либо, от зерна до соломы. Лучшим дояркам, вместо реальных денег, давали небольшую премию и грамоту, кроме того, их фото вешали на доске почета. У людей это вызвало юмор в стиле «он разыскивается милицией за достижения перед коммунизмом». Постепенно разрушалась культура труда и мотивация. Люди думали, как выжить или убежать из села, жизнь в котором превращалось в ад и жалкое будущее. Оставить детей здесь — это обречь их на крепостничество. Люди подпольно жили традициями, религиозными праздниками, хотя испытывали потребность в революции.

Бывшая элита села, руководители местной ячейки «Просвиты» стали ездовыми, священник — сапожником... Сначала люди помогали им с продуктами, но идеологическая деформация делала свое: каждый старался выжить или выехать из села.

Бедность разругивает людей на поколения. Трудно было строить диалог между ними. Коммунисты употребляли тактику стравить людей между собой, то есть на одной улице выбирали кого-то, кто должен стучать на всех. Иногда сексоты стучали друг на друга, не зная «кто есть кто». Так была разрушена общественная солидарность и социальная модель общественного управления.

Очень разрушалась культура мужчины. Образование строилось на послушании, где собственная инициатива наказуема. Нужно было быть стандартным. Армия разрушала здоровье: дедовщина убивала достоинство. Кроме того, большинство получали болезни, которые после 30 лет постепенно давали плохие результаты. После 40 лет большинство мужчин уже были разрушены и демотивированы. Как говорят, поколения, молодость которых пришлась на 50-70-е годы, это потерянные поколения: люди не могли реализовать себя личностно.

Традиции и дух

Прабабушка не могла сидеть без дела. У нее была «предпринимательская жилка». Мне было 5 лет, когда она вместе со мной возила на Галицкий рынок во Львове картофель, свеклу, морковь. Там я сидел на мешке картошки. Возле меня часто останавливались покупатели, которые говорили: «Какой мальчик с такими глазами. Покупаем у него». Так я понял, что такое бренд: главное не то, что продаешь, а как подаешь и кто именно. Бабушка всегда говорила: «Запомни: хороший хозяин всегда смотрит в глаза, должен продавать только качественное и всегда быть на том же месте, чтобы люди знали, где его найти. Люди ищут не картошку, а честного хозяина. Человек честный рассказывает о своем товаре и смотрит прямо. У мошенника глаза бегают, они мутные, и он много говорит…» Когда смотришь на многих политиков-популистов, только и вспоминаешь простые слова человека, сертификат качества которого были мозоли и черные руки от земли и труда.

Кроме того, всегда семья хранила традиции учиться. Большинство родственников, вернувшихся из ссылки, хорошо учились и смогли занять свое место даже в социуме Союза. Этика и мораль имеют свою цену и производительность в жизни. Во всех системах нужны люди, умеющие работать. Проблема в другом — готовы ли им платить и допускать к власти.

СССР — это было одна большая уголовная группировка. После деспота Сталина выбрали Хрущева, имевшего 4 класса образования. Впоследствии типичного подхалима Брежнева, который сформировал принцип управления: «Я начальник — ты дурак. Ты начальник — я дурак ». После них — андроповщина с его борьбой против пьянства. По словам одного юмориста: у нас общество делится на две части: одна часть сидит, другая его охраняет, и время от времени они меняются местами. Как говорится, основная причина бед — это человеческая глупость, но еще страшнее, когда дураки объединяются и создают политические партии, чтобы иметь власть. В Библии есть несколько терминов: «лукавые» и «одержимые». Люди с такими характеристиками никогда не признавали альтернатив, умели оправдать свою ложь. Это показывало их ежедневное поведение.

«Перестройка»

«Перестройка» совпала с Чернобылем и постепенным окончанием афганской войны. Вся система СССР была построена на дураках, умные люди были основной опасностью. Если половина бюджета шла на силовые структуры, то не было никакой производительности: можно послать кого-то в космос, но простые люди ходили в кирзовых сапогах. Можно было тратить миллиарды на ядерные испытания, но не было дорог и инфраструктуры жилья.

Впоследствии начались первые всесоюзные манипуляции: одной из них была реформа Павлова, когда поменяли цвет рублей и дали людям несколько дней, чтобы их поменять в банках. В результате люди, которые собирали, экономили и имели деньги в баночках и в матрасах, потеряли все. По телевидению вместо реформ показывали гипнотизера Кашпировского, хотя не было понятно: он хочет заново закодировать или раскодировать все население. Впоследствии, вместо науки и просвещения — только примитивный юмор и клоуны, которые смеялись над людьми и способствовали приходу к власти популистов и мошенников, различных наперсточников и «чудотворцев».

Наибольший товар в мире, который лучше всего продается, — это ложь. Но даже здесь нужно уже хорошо учиться, чтобы профессионально врать, особенно когда речь идет, чтобы все это принять на уровне законов. Поэтому современная украинская система не очень принимает и признает своих ученых и талантливых людей: они выезжают и реализуют себя в других странах.

Независимость и реформы

Люди радостно встретили независимость. Однако к власти пришла перекрашенная номенклатура с ментальностью «асвабадителей» — только речь уже не шла о национализации, а о конфискации имущества от государства-народа и приватизации для себя и своих. Национально-демократическая элита состояла из поэтов и писателей, которые часто еще более успешно разрушали государствообразующее дело своим романтизмом-идиотизмом, чем сами коммунисты. Именно от них пошла идея «ядерного разоружения Украины», чтобы показать всему миру миролюбие украинцев, не имея прагматического государствообразующего мышления. Уже имели такого Грушевского, который отказался от украинской армии и протестовал против аграрных реформ для населения.

В центре формировался, вместо «гомосоветикуса», новый тип гражданина в условиях гибридных форм «социалистического капитализма»: это ЛОХ — «Личность, Обманутая Хулиганами», термин, вошедший во времена «перестройки».

Имущественные сертификаты были очередным лохотроном для населения. Хулиганы стали бизнесменами и политиками и построили различные схемы законного грабежа людей: от металлургии до энергетики. Имущественные сертификаты сначала обесценивались, скупались посредниками через теневые заговоры. Так образовался политический олигархат с монопольными криминальными структурами, которые продолжают выкачивать деньги народа через бюджет, принимая миллиардные займы от МВФ, уплата которых ложится на будущие поколения.

Наследие СССР — это сырьевая экономика: ее контролируют силовые структуры, для которых требуются неокрепостные, лучше бюджетники. Товары с добавленной стоимостью создаются благодаря интеллектуальной работе и этике труда. А на это способен только средний класс.

Власть захватила номенклатура. Здесь не имеет значения: левая или правая, цвет флага или идеологии. Для обеспечения их привилегий есть только одна стратегия: чтобы народ не поумнел. Поэтому легко находятся два миллиарда долларов для футбольных стадионов, но найти деньги на образование или несколько тысяч на компенсацию саженцев для фермеров — это «очень тяжелая процедура». Легко находить деньги для силовых структур, фиктивных реформ судов, но никогда не найти деньги для стартапов для молодежи.

Левая и правая номенклатура делает искусственные конфликты, ибо выгодно провозглашать социальную защиту, но платить за это субсидиями для нескольких «либеральных» миллиардеров из государственного бюджета... И такие схемы повсюду.

К номенклатуре примкнул криминалитет: бывшие базарные наперсточники умело выстраивали мошеннические схемы, а карманники научились легально похищать деньги из кошельков людей. Весь этот лохотрон назвали переходным периодом реформ, при которых людям сказали, чтобы они надеялись на новое светлое будущее, потому что сейчас переживают эпоху дикого капитализма.

Главная информационная война — это высмеять независимость и свободный дух людей. Малотямущий малоросс и «вумный дворянин», жадный украиноязычный Тарапунька и интеллигентный русскоязычный Штепсель — тематика примитивного юмора в медиа продолжилась и во время независимости, чтобы создать дешевого потребителя. А бессознательный гражданин — это идеал для формирования миллиардных капиталов для нескольких человек.

Выводы

Это типичная история и жизнь любого села и общины в Украине, селян и украинских семей. Голодомор и репрессии, уничтожение украинского класса и интеллигенции, хозяйственной культуры и солидарности общин породило травмы, на которые нужно обращать внимание при запуске рынка земли.

Поэтому:

1. Села и общины — таких, как были когда-то в истории, уже не будет.

2. Сильные исторические травмы сделали свое: народ слабый, потому что не имеет моральной элиты и трезвомыслящих проводников. Разрушена этика труда и вера в то, что ты сможешь все, о чем мечтаешь или запланировал.

3. Созданные искусственные препятствия и законы, ограничивающие свободу. Их не нужно реформировать, а просто отменить.

4. Поэтому для эффективного рынка земли нужны:

- современная образовательная модель для населения;

- современная социальная модель построения отношений;

- финансовая модель взаимоотношений и построения целостного аграрного цикла от кредитования стартапов к сбыту;

- сертификация земли, продуктов и документация «качества» самого хозяина, его образования и культуры;

- новая концепция взаимоотношений «город-село»;

- гарантии прав на частную собственность;

- безопасность и контроль деятельности;

- новые социально-экономические показатели определения благосостояния;

- не дотации или субсидии, а земельный кооперативный или аграрный банк и местные кредитные союзы, где есть концепция формирования социального капитала: то есть финансы привязаны к обществу и территории по методу «Райффайзен».

Главное же одно: это эффективное использование земельных ресурсов и формирование высокой культуры и этики хозяина.

Андрей Шептицкий, самый успешный украинец в сфере проведения земельных реформ, сказал простые слова, обучая общины: «Запомните: все, что сказано и написано для вас без вас, — это против вас». То есть реформы, в обсуждении которых не участвуют люди, — это реформы против них. Реформы и законы должны соответствовать интересам и потребностям людей. Андрей Шептицкий не только основал общество «Земля» для выкупа и распределения земли среди малоземельных крестьян, но параллельно создал уникальную систему образования, которая отвечала потребностям общин.

Поэтому важно изменить подход: обрабатывать концепцию не одного рынка земли, а развития территорий и общин. Потому что здесь важна не только прибыль, но и достоинство и творчество хозяина. Настоящий хозяин формирует качественные продукты и товары с добавленной стоимостью. Можно видеть примеры стран, которые имеют климатические условия и тип почв гораздо хуже, чем в Украине, однако развили высокотехнологичное сельское хозяйство. Возрождение культуры хозяина — это переходный период к эффективному рынку земли. Главное — правильная система информирования и качественное аграрное образование, что, благодаря современным информационным средствам, можно сделать очень быстро.

Но подробнее обо всех пунктах — в 3-й части статьи.

Зиновий Свереда, доктор социальной экономики

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.