Концепция партнерства со страной: фокус и взаимодействие

05 января 2017, 09:30 2574
Гари Реуше

Всемирный банк разрабатывает новую «Концепцию партнерства со страной» (СPF) для Украины, для того чтобы понять, каковы мнения, отзывы и предложения всех заинтересованных сторон. В связи с этим мы подготовили этот блог. Я надеюсь, что все остальные тоже примут участие в этом важном процессе.

Часть А: что нужно сделать Украине?

Мы в первую очередь заинтересованы в развитии сельских районов Украины, в том числе в росте и развитии независимых семейных ферм, увеличении занятости в сельских районах, улучшении сельских услуг и национальной культуры.

Отсутствие развития сельской местности является самой лучшей характеристикой постсоветского периода. Советские структуры и системы остались и уменьшили поддержку местного населения. Около 10 лет назад агробизнес был рынком возможностей, и его быстрый рост привел к созданию крупномасштабных финансовых холдингов в сельскохозяйственном производстве. Украина готова продолжать развивать свой производственный и экспортный потенциал. 

Международная финансовая корпорация и другие международные финансовые организации поддержали развитие сельскохозяйственных холдингов. По результатам исследований Всемирного банка, роль правительства была незначительной. Развитие и функционирование холдингов стали ответом на приватизацию бывших колхозов Советского Союза, а также результатом конкурентных преимуществ Украины (почвы, климат, географическое положение).

Приватизация коммерчески ценных земельных ресурсов сельской местности Украины была осуществлена без какого-либо механизма для восстановления и развития сельского сектора. Земля была разделена между бывшими колхозниками.

Механизмы, с помощью которых холдинги получили земельные ресурсы или земельные банки, хорошо известны. Метод коллективной приватизации хозяйств, отсутствие ресурсов и эффективной поддержки заставили владельцев приватизированных земельных участков отдавать в аренду свои земельные участки большим и хорошо финансируемым корпорациям. Выплата этих аренд никогда не была должным образом отрегулирована государством. Государство оставило открытыми двери для эксплуатации сельских земельных наделов и схем при минимальных затратах. Между тем сельские владельцы земельных участков, занятых в натуральном сельском хозяйстве, для выживания вынуждены искать работу в другом месте. Не видя будущего своих детей, они прикладывают все усилия для того, чтобы молодежь получила хорошее образование и имела возможность найти стабильный доход в городе.

Действующая система сельскохозяйственного производства в Украине, в которой доминируют холдинги, разработана в среде, благоприятной для захвата земель, и характеризуется массовой коррупцией в государственных органах. Земельная реформа неоднократно откладывалась серией мораториев на продажу земли, развитие открытых и прозрачных структур для рынка земли без конца задерживается.

Текущий анализ SCD (систематическая диагностика стран Всемирным банком) не учитывает малых и средних фермеров. Поэтому создается впечатление, что развитие сельских районов ограничено теми территориями, где доминируют огромные корпоративные финансовые структуры, и такая ситуация приемлема. Сегодня холдинги арендуют десятки тысяч гектаров земли, которые принадлежат семьям сельских жителей, и могут получить право собственности на эту землю в будущем. По сути, Всемирный банк молчит по поводу отсутствия справедливого развития сельских районов, которое должно вызвать серьезную озабоченность. В SDC-анализе не упоминается о важных социальных и культурных проблемах и о вопросе сельской безработицы (как следствие, миграции молодежи в города). Стратегия развития украинской сельской местности должна быть четко продуманной и включать в себя как крупные корпоративные фермы, так и успешные семейные фермы и сельскохозяйственные SME.

Вопрос сбалансированного развития сельских районов, бизнес-среды и их возможности должны быть обязательно рассмотрены. Следующие проблемы повлияли на отсутствие развития сельских районов.

  • Консолидации земельных участков не произошло. Земельные участки представляют собой мозаику, а не функциональные производственные единицы (то есть смежные производственные поля).
  • Малые и средние фермерские хозяйства не имеют эффективного доступа к финансам, чтобы развивать свой бизнес.
  • Сельские общеобразовательные программы не ориентированы на оказание помощи сельским жителям в поиске и развитии фермы.
  • Целый ряд коррупционных схем негативно влияет на развитие сельских районов.

Вышеуказанные проблемы бизнес-среды могут быть расширены, но для краткости мы подведем общий итог, который представляет собой среду, которая действует против малого и среднего сельскохозяйственного сектора. Должно быть игровое поле для малых и средних производителей, а это сегодня не так.

Если говорить о земельной реформе, то большая часть дискуссии SCD сосредоточена на отмене моратория. Но этого недостаточно. Существуют буквально десятки тысяч гектаров государственной земли, которые в настоящее время используются в коррупционных схемах. Земельная реформа должна включать в себя творческие программы, чтобы использовать этот ресурс для того, чтобы создать широкий и инновационный сельскохозяйственный сектор, а также решить проблему сельской безработицы.

Часть B: должен ли Всемирный банк поддерживать Украину?

Группа Всемирного банка является основным кредитором агрохолдингов. Для того чтобы ограничить вмешательство крупных финансовых холдингов в экономику Украины, Всемирный банк делает замечания, касающиеся захвата земель и поддержки олигархов.

Существующие схемы сельскохозяйственных инвестиций и кредитования не будут применяться вечно. Сельскохозяйственное кредитование является бизнесом коммерческих банков. За последние 10 лет роль банковского сектора стала минимальной, в то время как международные финансовые институты, инвесторы, а также основные компании, такие как Bayer, Syngenta, BASF, Monsanto, сейчас доминируют. Реформы меняют окружающую среду и способствуют развитию аграрного сектора, который необходимо активно поддерживать.

До Майдана банковский сектор Украины был охвачен коррупцией, а процентные ставки были высоки из-за рисков, связанных с ней. Исходя из законодательной и судебной реформ, банковский сектор будет расти, а процентные ставки — падать.

За последние 10 лет банковский сектор успешно кредитовал сельскохозяйственный сектор. Кредиты для производителей сельского хозяйства имели больший успех по погашению, чем для других малых и средних предприятий. Банковские штабы и системы теперь способны точно оценивать и контролировать кредитный портфель. Тем не менее, еще много надо сделать для создания сильных портфелей банковского кредитования аграрного сектора. Пришло время для группы Всемирного банка найти механизмы для кредитов квалифицированных украинских банков, чтобы они кредитовали сельскохозяйственный сектор, с акцентом на малые и средние хозяйства (то есть производственные площади менее 3000 га).

Кредит для сельского производителя должен быть больше, чем на один сезон. Кредит для техники до 5 лет, для покупки земли до 20 лет.

В большинстве стран Европы сельскохозяйственное кредитование является отраслью кооперативных банков. Такие банки не могли бы развиваться в Украине за последние 25 лет и вряд ли будут развиваться сейчас. Коммерческие банки нуждаются в своих обоснованиях для кредитования сельского хозяйства, где основным фактором мотивации является получение прибыли. Прибыль для коммерческих банков в сельском хозяйстве непосредственно основывается на низких просроченных кредитах и расходах на персонал.

Совместная программа правительства и коммерческих банков может создать необходимую среду для коммерческого банковского кредитования. Нет ни одного другого выбора для правительства, чтобы достичь успеха в программах для малого и среднего сельского кредитования.

Ряд мероприятий, которые будут способствовать и поощрять коммерческое кредитование:

  • начать обучение в сельских малых и средних предприятиях для старта и развития жизнеспособного бизнеса, который может претендовать на кредиты коммерческих банков (расширение образования);
  • разработать методологию для малого и среднего сектора, чтобы была возможность приобрести землю по доступной цене в течение 20 или более лет;
  • создать равные условия.

Приоритетные направления

Прозрачный путь: качественное управление и антикоррупционная организация

Отсутствие надежной статистической и рыночной информации способствует коррупции в Украине. Что касается сельского хозяйства и сельскохозяйственного бизнеса — это большая проблема. Система сбора сельскохозяйственных данных не отличается от системы советского периода.

Управление рисками и изменение климата являются основными вопросами. Предложения по созданию систем управления данными высокого качества, которые необходимы для оценки рисков и страхового сектора, были разработаны группой Всемирного банка, однако остались пылиться на полках.

Путь 1: бюджетная и финансовая стабильность

Государственные банки в Украине не решат проблему дефицита сельскохозяйственного финансирования. Как было отмечено выше, реализованная стратегия заключается в улучшении условий кредитования для коммерческих банков сельскохозяйственных производителей. Банку нужно видеть финансовою стабильность всего поля, а не отдельно взятого каждого пайщика этой земли. Образование сельских жителей в сфере развития бизнеса и стратегий продаж продукции, поможет банку активней кредитовать их. Все это позволит сократить расходы банка на работу с сельскохозяйственным сектором, делая кредитование большим рынком, который сможет стать интересным и выгодным для директоров банка. Крепкая связь между правительством и банками необходима для того, чтобы реагировать на финансовые потребности для общего развития.

Путь 2: рост и конкурентоспособность

В дополнение к земельной реформе Всемирный банк должен открыто выявлять и констатировать очевидное о текущем состоянии сельскохозяйственной подготовки и исследований в Украине. В тексте говорится, что «прогресс земельной реформы увеличит возможности сельского хозяйства, а также возможные инвестиции в орошение при условии удовлетворительной основной политики». Если «Основы политики» включают в себя сельскохозяйственное образование и R&D (исследования и развитие), то это должно быть четко указано. Если нет, то нужно обязательно добавить

Украина сегодня является первым мировым производителем и экспортером сельскохозяйственной продукции. Украинский научно-исследовательский потенциал должен быть улучшен, чтобы соответствовать требованиям рынка, и консолидированный с высшим образованием.  

Проблемы, которые открыто обсуждались в последние годы:

  • сельскохозяйственная научно-исследовательская деятельность является советской моделью Аграрной академии наук. Она входит в число наиболее коррумпированных учреждений по использованию государственных ресурсов для получения личной выгоды;
  • любая модель успешного сельскохозяйственного высшего образования в мире включает в себя научно-исследовательскую деятельность в сочетании с обучением. Реформы сельского образования в Украине приостанавливаются;
  • сельскохозяйственное высшее образование не связано с реалиями в этой области. Должна быть тесная официальная связь между университетами и агробизнесом.
  • Необходима приемлемая обучающая программа, которая будет обеспечивать знаниями и информацией для поддержки стратегического развития AgriSME, а также технические возможности и эффективность. Эта помощь должна исходить от правительства без или с минимальными затратами на фермера — как публичная служба. Основной акцент должен быть на развитии жизнеспособных бизнес-планов и систем управления, которые являются базовыми для получения банковского кредитования и управления рисками. Начинающие домашнее хозяйства на уровне объединенных общин должны быть обучены инновационным решениям по преодолению различных трудностей, с которыми они могут сталкиваться, если все же захотят создать свою семейную ферму в Украине. Такая поддержка могла бы идти именно от государства и университетов с децентрализованной программной поддержки на уровне области. 

Примечания: все вышеперечисленные недостатки сельскохозяйственного высшего образования и R&D были обсуждены и задокументированы публично.


Гари Реуше, экс-руководитель ряда проектов Всемирного банка и Евросоюза в Украине

Светлана Реуше, член семьи, владеющая земельными паями на юге Киевской области

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.