Приватизация госстивидоров: что получим на выходе

16 ноября 2015, 10:25 2085
Андрей Пивоварский

За прошедшие 20 с лишним лет государство показало себя не самым эффективным собственником портовой инфраструктуры. В Украине существует более 100 портовых операторов (стивидоров), из которых 13 — государственные. Уровень изношенности их основных фондов составляет около 80%.

Из всевозможных форм государственно-частного партнерства в силу объективных причин пока применима только аренда, что сужает наши возможности по привлечению частных инвестиций. Поэтому позиция министерства однозначна — государственные стивидоры должны быть переданы на приватизацию.

Кабмин уже внес предложение исключить государственные стивидорные предприятия из списка государственных объектов, которые не подлежат приватизации. Теперь остался последний шаг — Верховная Рада должна рассмотреть  соответствующий законопроект № 2488а, которым и предусматриваются изменения в список «неприватизируемых».

Важно уточнить, что мы не говорим о передаче частникам стратегического госимущества — акваторий, каналов, причальных стенок, средств навигационного обеспечения. В первую очередь речь идет о приватизации стивидорных активов — складских площадок, перегрузочного оборудования и мощностей.

Такая практика действует во многих европейских странах, где государство не занимается стивидорной деятельностью. К ней привлекаются частные компании, которые заинтересованы в эффективном управлении своим имуществом и привлечении грузопотоков. Для государства такая приватизация тоже выгодна: эти активы принесут существенное пополнение в государственный бюджет. При этом частные инвесторы увеличат пропускные мощности портовой инфраструктуры, что обеспечит прирост объемов грузов, которые проходят через порты Украины. А это значит, что в разы увеличатся объемы портовых сборов, которые являются источником развития акваторий, судоходных каналов, средств обеспечения безопасности судоходства.

Практически во всем мире, кроме, к примеру, Северной Кореи и некоторых других стран, стивидорная деятельность конкурентная, частная. И у наших соседей по Чёрному морю, и у стран Балтии. Не говоря уже о портах Гамбурга, Роттердама, Антверпена — то есть, ведущих портах мира.

Стивидорная деятельность в Украине уже давно развивается и имеет хорошую динамику грузопереработки. Значительную роль в этом играют частные портовые операторы. По состоянию на 1 ноября 2015 года (по оперативной информации ГП «АМПУ»), государственными портовыми операторами, входящими в структуру управления Мининфраструктуры, было переработано 41,333 млн т (35% общего объема). Другими портовыми операторами (преимущественно частной формы собственности) через все причалы было переработано 78,393 млн т (65% общего объема). По этим цифрам можно сделать выводы об эффективности портовых операторов.

План действий по приватизации государственных активов предусмотрен законодательством. Как только парламент одобрит приватизацию госстивидоров, мы начнем предприватизационную подготовку. Необходимо будет оценивать каждый отдельный государственный стивидорный объект, исходя из задачи получить хорошую цену при продаже. При этом в конкурсных условиях будут предусмотрены такие условия, как строгое целевое использование объектов продажи, технологические нюансы и инвестиционные обязательства, сроки освоения капитальных вложений, обязательства по росту грузопотока, сохранению рабочих мест и социальных гарантий для портовиков.

Андрей Пивоварский, министр инфраструктуры Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.