Зерновикам нужно искать альтернативу ж/д перевозкам

25 февраля 2019, 09:00 3525

Грузооборот «Укрзализныци» падает, начиная с 2013 года, и в прошлом году снизился на 4%. В условиях, когда железнодорожными перевозками перевозится все меньше, но при этом проблем возникает все больше, зерновикам нужно искать другие виды транспорта для перевозок, и в этом вопросе может помочь речной транспорт.

Об этом рассказал директор программы «Инфраструктура будущего» аналитического центра «Украинский институт будущего» Владимир Шульмейстер.

«Среди вызовов, которые имеют железнодорожные перевозки на сегодняшний момент, — неправильная система тарифообразования. Еще в 50-х годах в себестоимость товара закладывалась транспортная составляющая для каждого вида товара. И чем дороже был товар, тем больше была транспортная составляющая. Эта логика существует до сих пор.

Теперь получается, что перевозка руды в 2,5 раза дешевле, чем перевозка готовой продукции из стали. Это ведет к тому, что бизнесу выгоднее перевозить сырье, а не переработанные товары. Поэтому Украина до сих пор остается експортером сырья», — рассказывает Владимир Шульмейстер.

По его словам, пока это не изменится на принятые мировые стандарты — учитывать тонны и километры, неважно, какой груз, Украина будет и дальше считаться сырьевой страной.

«Второй вызов — дефицит вагонов, который по нашим прогнозам в 2019–2021 годах составит 35-48 тыс. вагонов. Парк «Укрзализныци» будет уменьшаться, а частный парк — увеличиваться. Также будет расти дефицит тяги. Поскольку от всех озвученных планов «Укрзализныця» катастрофически отстает», — рассказывает Владимир Шульмейстер.

К тому же, по его словам, на сегодня 40% железнодорожных путей нуждаются в срочном ремонте, а в 2025 году эта цифра увеличится до 65%, что приведет к значительному уменьшению скорости.

«Если посмотреть рейтинг по состоянию инфраструктуры, то Украина в 2014–2015 гг. была на 25 месте в мире, в 2016 году занимала 28 место, в 2017 году — 34, а сейчас — 37 место. За последние три года Украина потеряла 12 позиций. Но ограничения, которые есть сегодня по тарифу, не позволяют «Укрзализныце» накопить деньги, для того чтобы инвестировать их в инфраструктуру. А в ближайшие 11 лет, то есть до 2030 года, нужно инвестировать в железную дорогу «Укрзализныци» $30 млрд, и это примерно $3 млрд каждый год. Также до 2030 года потребность в вагонах будет составлять 150 тыс. вагонов и 2 тыс. локомотивов», — отмечает Владимир Шульмейстер.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua