Почему существующие программы удешевления кредитов для аграриев нуждаются в реформировании

21 августа 2019, 12:31 5056
Роман Нейтер

В общем, на различные программы удешевления кредитов в 2019 году выделено 262 миллиона грн, а сама программа удешевления кредитов для аграриев существует с 2000 года. И все же остается вопрос, а эффективно именно такое использование более четверти миллиарда гривен украинских налогоплательщиков? Спойлер — нет.

Вообще сейчас функционирует три программы удешевления кредитов. Несмотря на незначительные различия между различными программами — их основная идея одна и та же.

Если ты сельскохозяйственный товаропроизводитель — ты можешь получить компенсацию процентов за пользование кредитами. Размер компенсации привязан к учетной ставке Национального банка (по состоянию на сегодня — 17%) и варьируется в размере от половины до 1.5 размера учетной ставки (от 8.5 до 25.5%) в зависимости от условий конкретной программы.

Например, если у тебя кредит под 20% годовых, то благодаря компенсации 8.5%, в размере половины учетной ставки НБУ, ты пользуешься кредитными средствами под 11.5% годовых. Если ты подпадаешь под компенсацию в размере учетной ставки НБУ — твоя эффективная процентная ставка составляет лишь 3% годовых.

Общая идея этой программы — расширение кредитования аграрного сектора из-за снижения процентной ставки по кредитам. То есть условный фермер не готов брать кредит под 20% годовых, но готов взять под 10%.

Но проблема в том, что на момент получения кредитов фермер не знает, какая сумма будет компенсироваться по этой программе и будет ли она компенсироваться вообще, поэтому — он не может принять это во внимание при принятии решения о получении кредита, ведь аграрии не получают тот объем компенсации, предполагается программой.

Например, в 2018 году, согласно расчетам Минагропрода, было потрачено 266 млн грн на компенсацию процентов по кредитам с общим портфелем в 9.1 миллиарда грн. Соответственно, в среднем, производители получали компенсацию лишь около 3 процентов, при том, что в 2018 году ставка НБУ была в пределах от 16 до 18%, и в среднем должно компенсироваться не менее 8% от общего объема выданных заявителям кредитов.

Невозможность предсказания объема компенсации приводит к тому, что потенциальная возможность удешевления кредитов не влияет на принятие решения о его получении. Как следствие — не происходит расширение круга сельхозтоваропроизводителей, пользующихся кредитными средствами. Но существующая система содержит и другой существенный дисбаланс. Мы уменьшаем кредитную нагрузку только для тех аграриев, которые уже получили кредиты.

Значительное количество малых производителей не имеют доступа к банковскому финансированию или из-за отсутствия отчетности, или они неинтересны для банков из-за малых объемов при больших затратах на проверку заемщика. Следовательно — эта программа не приводит к расширению доступа к кредитованию — те аграрии, которые не имели доступа к кредитованию они все еще его не имеют, а те производители, которые пользуются кредитными ресурсами — они ими пользуются несмотря на эту программу.

Отдельный вопрос — кто и как получает средства по этой программе. Несмотря на то, что приоритет имеют малые субъекты хозяйствования, в 2018 году лишь около трети всех денег получивших предприятия с годовой выручкой до 20 млн грн. Для лучшего понимания, при средней урожайности около 6 т кукурузы с гектара и средней рыночной стоимости в 4000 грн/т — предприятие с выручкой в ??20 млн оперирует более 800 гектарами. При этом в 2017 году, количество денег, полученных аграриями с выручкой до 10 млн в год (по вышеуказанным расчетам — предприятия с земельным банком в 400 гектар) — составляла лишь 2,5% от общего количества выделенных средств. При этом профильное министерство не указывает ни детальной информации по портрету предприятий, получающих дотацию.

Также стоит отметить, как предприятия получают эту поддержку. Решение принимается в ручном режиме областными конкурсными комиссиями, на работу которых многочисленные нарекания, в том числе и в аспекте непрозрачного распределения имеющихся средств.

Но даже если бы вышеупомянутых проблем не было бы, эта программа не приводила бы к существенному приросту производительности в секторе, ведь почти 90% всех кредитов, получили компенсацию по этой программе в 2018 году были краткосрочными кредитами на срок до 1 года. По сути это оборотный капитал, расходуется на приобретение удобрений, посевного материала и т.д., но не приводит к долгосрочному повышению производительности предприятия и сектора.

Подытоживая. Эта программа не способствует расширению доступа к кредитам, она не приводит к росту инвестиций в агросфере. При этом она создает искажения на рынке. Компании, получившие компенсацию — они в нерыночный способ получают лучшие условия ведения бизнеса чем компании, которые не смогли найти общего языка с конкурсными комиссиями и получили приятный бонус, который никоим образом не влияет на их инвестиционные решения.

Роман Нейтер, Киевская школа экономики

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.