Плохая привычка — забрать, а не думать, как заработать

14 января 2019, 06:12 2852

Есть такая традиция у наших госструктур: искать быстрые неэффективные решения наполнения бюджета, проще говоря, у кого-то забрать.

Желательно у эффективных драйверов экономики, например, агропроизводителей.

Последняя инициатива ГФС в отношении «кражи» 50 млрд грн у агропроизводителей тому подтверждение. При этом есть много конструктивных решений, которые дают возможность формировать дополнительные поступления от борьбы с теневой экономикой или от неэффективного использования средств. Об одном из них на 4 млрд грн — ниже. 

Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) обратилась в Министерство финансов с инициативой выделения сумм уплаченного НДФЛ по аренде земельных участков с/х назначения в отдельную категорию. Следующим шагом должно стать обеспечение публичного доступа к информации по уплате НДФЛ с аренды земельных участков с/х назначения в разрезе контрагентов.

Почему это важно? 

В местные бюджеты направляется 75% от уплаченного НДФЛ, в том числе 60% направляется в бюджеты ОТО. Львиную долю бюджетов сельских общин формирует НДФЛ по аренде земельных участков с/х назначения и единый налог четвертой группы, опять же привязанный к официальной площади обработки с/х земель. В 2017 году поступления от НДФЛ с аренды земельных участков с/х назначения составили около 4,2 млрд грн. В 2018 году по нашим подсчетам они составят около 4,8 млрд грн. К сожалению, ключевым словом в этих расчетах является ОКОЛО. Поскольку сегодня не существует отдельной налоговой отчетности по уплате НДФЛ с аренды земельных участков с/х назначения, невозможно четко посчитать величину этого налога. Как результат, невозможно достоверно оценить потери местных бюджетов от теневой обработки с/х земель и невозможно идентифицировать и наказать аграрных производителей, уклоняющихся от уплаты соответствующего налога. 

Какие возможности создаст реализация предложенных изменений? Каждая сознательная община сможет идентифицировать «теневых» аграриев и заставить их платить соответствующие налоги в бюджеты общин. Каждый сознательный «прозрачный» аграрный производитель сможет публично задекларировать уровень уплаты налогов, сравнить их с уровнем уплаты налогов «теневых» аграриев и продемонстрировать разницу реальных финансовых потерь соответствующей общине. По нашим расчетам, опять же, пока, к сожалению, ОКОЛО 3-4 млрд грн ежегодно недополучают бюджеты от неуплаты НДФЛ из теневой обработки земель с/х назначения. А это непостроенные километры дорог, десятки школ и медицинских учреждений. 

Главное, что обеспечат предложенные изменения, это предоставление инструментов тысячам активных, сознательных, инициативных бизнесов, общин и граждан для борьбы с теневым сектором аграрного бизнеса, обеспечение максимального наполнения местных бюджетов, прозрачности условий ведения бизнеса и взаимоотношений между бизнесом и общинами.

Тарас Высоцкий, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»