Перед вызовами времени: наиболее оптимальные бизнес стратегии в АПК

23 февраля 2016, 07:06 2986
Артем Ковбель

Время — невосполнимый ресурс, мерило всех начинаний, допущенных ошибок, успеха и поражений... Время, как лакмусовая бумажка определяет эффективность выбранных тактических действий и долгосрочных стратегий. Аграрный сектор не является исключением в этом плане.

Агростратегии в зависимости от тех или иных факторов поддаются типизации: 

1) Тип стратегии контроля компании акционером:

а) непосредственное участие собственника в операционном контроле компании;

б) собственник не принимает  участия в операционном контроле компании, данная функция делегирована наемному менеджменту;

в) собственник не принимает участия в операционном контроле компании, топ- менеджмент введён в состав акционеров компании и осуществляет эту функцию;

2) Тип стратегии компании в зависимости от источников финансирования компании:

а) развитие компании за счет собственных средств;

б) развитие компании за счёт заемного ресурса:

б.1) краткосрочный ресурс:

- векселя;

- аграрные расписки;

- финансовые инструменты в коммерческих банках: овердрафты, факторинговые операции и т.д.;

- краткосрочные кредиты от международных компаний-производителей СЗР, семян, таких как: BASF, Bayer, Syngenta, Monsanto, Dupont и т.д.;

- краткосрочные кредиты под будущие контракты 

- частные деньги и т.д.

б.2) долгосрочный ресурс:

- долгосрочные кредитные линии в  коммерческих банках;

- кредитные ресурсы, акционерный капитал, комбинация кредитного и акционерного капитала — (мезонинное финансирование) привлечённое от международных фин. институтов: EBRD, IFC, Private Equity funds;

- деньги, привлечённые вследствие выпуска долговых финансовых инструментов, например еврооблигаций;

- публичное размещение ценных бумаг компании, выход на фондовые площадки - IPO;

3) В зависимости от географии развития компании и сбыта продукции:

а) локальный тип развития (в рамках страны);

б) транснациональный тип развития компании (в рамках многих стран);

4) Стратегия компании в зависимости от модели ведения бизнеса:

а) производитель;

б) импортёр;

в) экспортёр;

5) Стратегия в зависимости от наличия средств производства: земли, техники, и т.д. в собственности или аренде.

6) Стратегия компании в зависимости от её размеров:

- малые хозяйства;

- средние хозяйства;

- крупные холдинги.

7) В зависимости от вида хозяйственной деятельности:

- трейдинг;

- выращивание сельскохозяйственных культур;

- агротехника;

- переработка;

- хранение;

- животноводство и т.д. 

Выше приведены и в среднем типизированы основные стратегии и типы ведения агробизнеса в Украине, комбинация стратегий которых повлияла на их успешность. В учёт не брались странновые, законодательные и политико- экономические триггеры, которые также очень сильно повлияли на развитие аграрного сектора.

Если говорить в среднем о наиболее успешной компоновке всех перечисленных выше кластеров в рамках компании, которые обеспечили бы её максимально эффективное развитие и существование, так называемый образ успешной компании, то это: компания с минимальной кредитной нагрузкой от одного из международных финансовых институтов, наличие которого помимо надежного финансового плеча обеспечивает безопасность компании, собственник в оперативном управлении, компания имеет значительную долю экспортной выручки в структуре общей выручки, что позволяет захеджировать  валютные риски, деятельность компании максимально диверсифицирована, тем самым защищена от привязанности к одному рынку, компания является собственников средств производства (земля, техника, производственные мощности), все сотрудники компании максимально мотивированы. 

По моему мнению, именно такой образ компании, позволить выжить и развиваться в независимости от политической и экономической ситуации в стране.

Артем Ковбель, партнер Kreston GCG

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.