Ожидания бельгийских потребителей: сложно ли выйти на рынок ЕС украинской продукции

01 июля 2016, 07:45 3991
Галина Перепелица

Спрогнозировать потребности и запросы рынка находясь дома сложно. Еще сложнее понять, чего именно ожидает потребитель и готов ли он принять продукт, который мы хотим ему предложить. Не менее важно оценить требования, которые предъявляет к продукту сам рынок — а это и законодательство, обеспечивающее безопасность продукции, и принятые практики схем сертификации.

Чтобы проанализировать все эти вопросы и подготовить визит наших предприятий в Бельгию в сентябре этого года, эксперты Центра экспорта Export-UA посетили Антверпен. Визиты были направлены на изучение вопросов безопасности продуктов питания в ЕС, принятых схем и стандартов сертификации, таможенных процедур при ввозе товаров.

Особое отношение и репутация

Бизнесы в Бельгии это зачастую семейные дела, принципы ведения которых выстраиваются годами и передаются из поколения в поколение. Этим гордятся. Часто можно услышать: «Это идея моего деда, а это оборудование модернизировал мой отец». На этом рынке важна репутация, качество товара и особые традиции, заложенные в продукте. К схемам (стандартам) сертификации относятся как к возможности улучшить и оптимизировать процесс производства, повысить качество продукции. Сертификат безопасности — это не просто документ, который компания «must have», чтобы работать на рынке. Это особая философия отношения и огромный труд.

Какая схема сертификации продукции распространена в Бельгии?

Бельгия поставила очень высокую планку в отношении гигиены и безопасности продуктов питания. Один из распространенных стандартов в области продуктов питания — это BRC Food Standard. Без наличия сертификации BRC* продукцию не возьмет на реализацию ни один из крупных супермаркетов Бельгии. Германия также предпочитает этот стандарт, но готова принимать продукцию, сертифицированную по стандарту IFS. А вот Франция — нет. Там, преимущественно, признается IFS ** стандарт. Поэтому при выходе на рынок следует изучить, какие стандарты и схемы востребованы на рынке.

Поиск продуктовых инноваций и позиции на рынке

Европейских потребителей сложно чем-то удивить. На полках супермаркетов такое разнообразие товаров, что найти свою нишу, да еще с брендом, который не знаком потребителю, очень сложно. Выход — продуктовые инновации. Хороший пример мы увидели в Нидерландах. Компания, которая долгое время занималась органическим выращиванием льна и производила льняное масло и семечку, сейчас производит сырье для хлебопекарной отрасли, завтраки на основе льняного семени и протеиновое питание для спортсменов. Компания ищет новое применение льна — лен используется для изготовления корпусов скутеров, хоккейных клюшек, как компонент для изготовления бумаги для банкнот. На производстве внедрены такие схемы сертификации как GMP+, FSSC, SKAL (органические продукты и корма), GOTS (органический текстиль), GLUTEN FREE. Это позволяет обеспечить безопасное производство продукции, получить право на продажу, повысить уровень ответственности. Именно так можно завоевать рынок и начать развиваться.

Особые условия по импорту продуктов питания

В мае 2016 года вступил в действие новый таможенный кодекс ЕС. Его задача — упростить таможенные процедуры и время на их прохождение. Но ввоз продуктов питания все равно регулируется очень жестко. Все продукты питания, как животного, так и неживотного происхождения проходят проверки на пограничных пунктах. На основе ветеринарных и фитосанитарных сертификатов, выданных в Украине, заполняется Общий ввозной ветеринарный документ (для продукции животного происхождения) или Общий ввозной документ (для продукции неживотного происхождения), которые в дальнейшем сопровождают проверки и в которые вносятся отметки о прохождении контроля. Все это регистрируется в системе TRACES, которая позволяет реализовать принцип прослеживаемости — возможность на каждом этапе перемещения товара отследить его происхождение. Только продукция, прошедшая инспектирование и процедуры контроля, допускается для реализации на рынке ЕС. Импортер несет ответственность за ввоз на рынок ЕС безопасной продукции, он первый кто становится ответственным в цепочке поставок, если находятся нарушения. Поэтому не стоит удивляться, что импортер запрашивает огромное количество лабораторных испытаний и документов. Часто, чтобы быть уверенным в безопасности товара, импортер сам проводит дополнительные испытания продукции в лабораториях ЕС. Это с одной стороны дополнительные расходы, но с другой — уверенность в том, что на рынок попадает товар, который соответствует всем требованиям и стандартам безопасности.

Рекомендации украинским экспортерам:

  1. Бизнес с ЕС должен строиться на долгосрочной основе. Разовые контракты могут принести единовременную выгоду. Но ценится репутация, качество товара и особые традиции.
  2. При выборе рынка следует изучить стандарты и требования сетей. Если компания не сертифицирована под требуемый стандарт, то следует начинать не с поиска партнеров, а с сертификации производства.
  3. Искать способы усовершенствования продукта, его свойств, упаковки. Это то, что может повысить шансы предприятия по выходу на новый рынок.
  4. Несмотря на то, что ответственность за вывод на рынок безопасной продукции несет импортер, продукция должна быть безопасной не только «документально». Украинский производитель должен знать все законодательные требования в сфере пищевого права ЕС и следовать им.

Как получить нужные знания о рынке

19-23 сентября 2016 г. Донецкая ТПП вместе с Федерацией бельгийских торгово-промышленных палат, Торгово-промышленными палатами Брюсселя и Антверпена организует Роудшоу в Бельгии (Брюссель и Антверпен) для предприятий сельского хозяйства, пищевой отрасли, а также транспортных и логистических компаний.

3-х дневная программа визита позволит ознакомиться с:

  • требованиями со стороны импортеров ЕС и крупных торговых сетей к продуктам питания (упаковка и маркировка, схемы сертификации безопасности, условия поставки, товарные линии и потребительские тренды),
  • технологическими решениями для подготовки предприятий к требованиям ЕС в области гигиены пищевых продуктов;
  • логистическими операциями и таможенным оформлением пищевых продуктов, импортируемых в ЕС (документация, прослеживаемость, контроль и инспекция);
  • проектами Фламандского института логистики в сфере инноваций в упаковке пищевых продуктов и логистике.

В рамках визита предусмотрено:

  • посещение пищевых предприятий для изучения опыта;
  • посещение логистических компаний для изучения опыта сопровождения;
  • встреча с дилерами розничных сетей;
  • посещение двух выставок EMPACK 2016 – будущее технологий упаковки и Logistic and Distribution 2016;
  • встреча с брюссельскими компаниями, B2B переговоры;
  • посещение Delhaize Distribution Centre.
  • встреча и консультации с представителями Федерального Министерства финансов и Федерального Министерства экономики.

Детальную программу обучающего визита, а также контакты организаторов можно скачать по ссылке.


* BRC Global Standard for Food Safety — международный стандарт для пищевой промышленности. Первоначально был выпущен в 1998 году Британским консорциумом операторов розничной торговли (British Retail Consortium).

Стандарт BRC направлен на обеспечение функционирования надлежащим образом всей цепочки поставок продукции, контроля над безопасностью продукции на каждом этапе. BRC основывается на сочетании принципов НАССР, систем управления качеством, а также регламентирует применение надлежащей производственной практики (GMP). Для обеспечения соответствия стандарту поставщик/производитель продуктов питания должен реализовать в своей системе менеджмента три основных условия: принять и внедрить систему HACCP, иметь задокументированную и внедренную систему менеджмента качества, осуществлять управление производственной средой, процессами производства и персоналом.

Требования стандарта предъявляются к торговым сетям, производителям пищевой продукции, предприятиям общественного питания, импортерам и поставщикам в части обеспечения безопасности продуктов, включая упаковку, и неукоснительного исполнения законодательных требований. Британский стандарт широко используется в странах Европейского Союза, Северной и Южной Америке, Азии, на Среднем и Дальнем Востоке.


**IFS (International Food Standard) — международный стандарт производства пищевых продуктов. Разработан в 2002 г. объединенными представителями Общества немецкой розничной торговли (Hauptverband des Deutschen Einzelhandels e . V) и Федерацией предприятий торговли и дистрибуции Франции (Fédération des enterprises du Commerce et de la Distribution). Международный стандарт IFS представляет собой инструмент, помогающий торговым сетям проводить оценку своих поставщиков, а именно: предприятий пищевой промышленности и компаний, осуществляющих расфасовку продуктов питания для реализации в розницу. Стандарт IFS широко используется в Австрии, Польше, Швеции, Италии и других странах. IFS — это единая основа для взаимной оценки продавцов, поставщиков и изготовителей товаров продовольственной группы. Сертификат IFS дает наиболее полную гарантию для потребителя, что конкретная пищевая продукция соответствует всем необходимым требованиям по качеству и безопасности.

Отличия стандартов. Если стандарт BRC разработан специалистами из английских сетей супермаркетов, то стандарт IFS — это эквивалентная система немецких и французских сетей с целью проверки собственных поставщиков в соответствии с гигиеническими требованиями. Условия этих двух стандартов очень похожи, т.к. они опираются на один и тот же принцип. Эти две нормы, BRC и IFS, были разработаны под эгидой проекта Global Food Safety Initiative (GFSI), нацеленного на стандартизацию систем оценки поставщиков, разработанных различными сетями супермаркетов, согласно определенным принципам.


Галина Перепелица, директор Центра экспорта Export-UA

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.