Откроет ли рынок земли решение Конституционного суда?

27 февраля 2017, 13:08 4269
Александр Кравец

Существование моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения является наиболее актуальной проблемой развития агропромышленного комплекса в Украине. Практические вопросы создания полноценного рынка земель сельскохозяйственного назначения, а также целесообразности существования запрета на их отчуждение в течение длительного времени являются предметом многочисленных научных и законодательных дискуссий.

Сегодня мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения закреплен пунктами 14, 15 Раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины.

06.10.2016 Верховной Радой Украины был принят Закон Украины № 1669-VIII «О внесении изменений в Раздел X «Переходные положения» Земельного кодекса о продлении запрета отчуждения земель сельскохозяйственного назначения», которым был в очередной раз продлен мораторий до 01.01.2018.

В заключении комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений к проекту Закона 1669-VIII отмечалось, что «принятие законопроекта позволит избежать монополизации и чрезмерной концентрации земель сельскохозяйственного назначения в одних руках и даст определенное время для разработки четкого правового механизма введения со временем прозрачного рынка земель сельскохозяйственного назначения, а также организовать надлежащую информационную и просветительскую кампанию, посвященную функционированию рынка земель».

Таким образом, законодательное обоснование необходимости существования моратория почти не меняется из года в год, однако реформа земельного законодательства, которая необходима для его отмены, остается, к сожалению, такой же призрачной, как и 16 лет назад.

Интересно отметить, что 13.12.2016 в Верховную Раду Украины был внесен проект Закона № 5535 об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а уже 28.12.2016 был подан альтернативный законопроект № 5535-1. Оба законопроекта призваны законодательно обеспечить механизм создания рынка земель сельскохозяйственного назначения и его дальнейшее функционирование. Однако по состоянию на сегодняшний день вышеуказанные законопроекты находятся на рассмотрении Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений.

16.02.2017 в Конституционный суд Украины было направлено конституционное представление 55 народных депутатов относительно соответствия Конституции Украины пунктов 14, 15 Раздела Х Переходных положений Земельного кодекса.

Исходя из анализа текста конституционного представления, размещенного на сайте Конституционного суда, неконституционность подп. 14, 15 раздела Х Земельного кодекса Украины обосновывается нарушением установленным мораторием гарантированного Конституцией права собственности на землю, права на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность и достаточный жизненный уровень, а также принципов равенства перед законом и верховенства права.

Сейчас представление находится на рассмотрении в секретариате Конституционного суда. Стоит отметить, что в соответствии со статьей 46 Закона Украины «О Конституционном суде Украины» решение об открытии конституционного производства или об отказе в открытии конституционного производства принимается не позднее одного месяца со дня поступления конституционного представления или конституционного обращения в Конституционный суд Украины.

В случае открытия конституционного производства по делу его срок не должен превышать трех месяцев, а в случае производства по конституционному представлению, которое признано Конституционным судом Украины неотложным, срок рассмотрения такого представления не должен превышать одного месяца (статья 57 Закона Украины «О Конституционном суде Украины»). Однако на практике довольно часто Конституционный суд Украины не придерживается предусмотренных законом сроков.

Таким образом, в случае открытия Конституционным судом производства по делу по представлению народных депутатов относительно неконституционности положений Земельного кодекса, которыми установлен мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, рассмотрение такого дела может длиться более трех месяцев.

Стоит отметить, что решение Конституционного суда Украины о признании неконституционными положений Земельного кодекса, которыми установлен мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, не будет означать создание полноценного рынка земель, ведь для этого необходимо проведение ряда реформ не только в земельном законодательстве, но и в агропромышленном секторе экономики.

Такие реформы должны закрепить механизмы введения земель сельскохозяйственного назначения в рыночный оборот с учетом всех рисков, которые могут возникнуть вследствие отмены моратория. Кроме того, учитывая особенности законодательства Украины, а также особенности агропромышленного сектора, стоит отметить, что для успешного функционирования рынка земель сельскохозяйственного назначения необходимо установление переходного периода для успешного урегулирования спорных отношений в сфере сельскохозяйственного землепользования.

Александр Кравец, адвокат, старший юрист Eterna Law

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.