Оснований для открытия рынка земли нет, точка

02 февраля 2017, 09:50 4787
Лариса Старикова

МВФ уже в который раз обещает «вырванные годы» с открытием рынка земли — срочно, до конца марта, в крайнем случае до июня! Имею привычку уважать «матчасть» и обращаться к первоисточникам, поэтому пересмотрела еще раз основополагающие документы.

Как известно, главное у нас — реформа, у власти реформаторы, поэтому начнем с Национального совета реформ. Сама присутствовала в Могилянке, когда Д. Шимкив представил простыню чуть ли не из 60 реформ. Однако это уже давно забытая история — в Интернете той бумажки я так и не нашла. Попутно на сайте Нацсовета нашелся перечень приоритетных реформ. Земельной реформы там как таковой нет. Есть реформа сельского хозяйства — в нижнем левом углу, в клеточке 3х4 матрицы 3х6, с порядковым номером 12. А в теле самой реформы четыре направления — честное ценообразование, производительность, рост экспорта, рост добавленной стоимости. Реформы рынка земли в приоритетах реформ и близко нет.

Упоминание о реформе земли есть разве что в новостях Нацсовета от 26 января. И то «не из первых рук». Ссылаясь на то, что земля является основным ресурсом новообразованных общин, итоги 2016 и указатели на 2017 озвучивает проектный менеджер офиса децентрализации. Грустя по поводу продления моратория на продажу земли, вспоминая требования МВФ относительно срочного открытия рынка земли, в конце концов спикер приходит к выводу: «в результате слушаний (21.12.2016, в парламенте. — Л.С.) стало понятно, что Украина только в начале земельной реформы и пройдет не один год до того, как украинские политики найдут политический консенсус для внедрения изменений, которые позволят ввести рыночный оборот земель». И, заметьте, все это называется «плацдарм для земельной реформы». Итак, на уровне Администрации Президента и Нацсовета реформ вопрос открытия рынка земли можно считать закрытым.

Не знаю, можно ли по состоянию на начало февраля 2017 года считать основополагающим документом гройсмановский План приоритетных действий правительства на 2016 год. Кабмин вовремя обновить этот документ так и не смог (интересно, по какой причине?). Зато есть Программа деятельности Кабинета министров Украины с открытым сроком. В разделе «Реформа сельского хозяйства» упоминаются разграничения земель различных форм собственности, аукционы по предоставлению государственной и коммунальной собственности в аренду, рынок аренды земли, мелиорация, рекультивация, охрана земель, передача права распоряжаться землей на местный уровень. Упоминания об открытии рынка земли здесь нет. Поэтому на уровне Кабмина этот вопрос можно считать закрытым.

Обратимся к еще одному первоисточнику — программе министра аграрной политики и продовольствия Украины «Стратегия для успешной страны 3+5». Так, земельная реформа здесь уже не просто присутствует, но и присутствует на первом месте. Однако ее цель обозначена не как «открытие рынка земли», а как «привлечение капитала в направление». И достижение цели должно происходить не за счет снятия моратория на продажу земли, а путем установления срока аренды для многолетних насаждений, обмена участков в пределах территорий, передачи земель в собственность, оценки земель, разрешения на использование невостребованных паев. О том, каким образом эти действия выльются в запланированный результат — цивилизованный и прозрачный оборот земли, толчок для развития мелких хозяйств за счет расширения прав аренды, интенсификацию производства на юге путем развития мелиоративных систем и повышение интеллектуальных способностей рынка, пожалуй, нужно спрашивать непосредственно у министра. Для нас же главное то, что приоритет открытия рынка земли на уровне профильного Министерства документально также не определен. Хотя стоит ли считать официальным документом презентацию, которая просто вывешена на сайте и не утверждена ни одним документом ни одного органа исполнительной власти?

Относительно же действующих стратегических документов Минагропрода, то «писали, говорили, сели и заплакали»: Единую комплексную стратегию развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015-2020 годы постигла та же участь, что и простыню реформ Шимкива. О ней забыли. Действующим стратегическим документом в сфере сельского хозяйства по состоянию на начало февраля 2017 г. значится Стратегия развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года от 17.09.2013. Там и близко нет таких слов, как «открытие рынка земли».

Закон хотя и является обязательным для исполнения предписанием, хотя и действует у нас принцип верховенства права, однако все это касается исключительно отношений, которые зафиксированы в законе. Права принимать законы прежде стратегических документов и установленных на высшем уровне указателей у нас нет. Более того, закон как таковой является лишь инструментом реализации таких указателей на уровне механизмов достижения целей.

Поэтому успокойтесь, энтузиасты разрушения всего и вся. Не трогайте тот МВФ. Разберитесь с «матчастью» и направьте энергию в русло стратегии и политики. И не забудьте при этом о демократии.

Хотя о демократии — это отдельная тема, и о ней чуть позже.

Лариса Старикова, координатор аналитического центра Аграрного союза Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.