Наибольшая проблема — привлечь талантливую молодежь в отрасль

21 сентября 2018, 07:00 1968

В прошлом году парламент проголосовал за реформу в образовательной системе, цель которой — вывести учебные заведения на новый, европейский уровень.

Детей при этом будут учить навыкам под потребности бизнеса, а также умениям критически мыслить, вступать в дискуссии и креативить. Предлагаем несколько основных тезисов министра образования Украины Лилии Гриневич, с которыми она выступила в Европейской Бизнес Ассоциации.

О системе образования в целом

Примерно 80% навыков для бизнеса отсутствуют в нашей системе образования. И трансформацию в образовании мы должны были совершить еще в 2005 году, когда была политическая воля. К сожалению, мы не пошли дальше ЗНО на трансформацию всей системы образования Украины. Переход к 12-летнему образованию не касался изменения контекста самого обучения. Основой образования является мышление и методы работы учителей с детьми, имеющаяся же система перестала соответствовать потребностям современных детей. 

О проблеме ментальности

В 2014 году приняли закон «О высшем образовании», который дал практически полную автономию учебным заведениям. Мы считали главным дать свободу, которая решит все. Но пока в украинском обществе свобода не всегда идет в паре с ответственностью.

Сегодня мы пытаемся свести «мосты», когда университет уже не живет своей внутренней жизнью, а должен ориентироваться на ожидания рынка труда. При этом качество образования стало более различным. Есть университеты, которые эту свободу используют для развития, создаются программы двойных дипломов, сотрудничают с другими зарубежными вузами, утверждают логику достижения учебных результатов. И есть те учебные заведения, где отсутствие контроля привело к тому, что они начали консервировать свою среду в независимости от месторасположения в стране. 

О недоработках и слабых сторонах

Сегодня мы понимаем, что нужно делать новую редакцию закона «Об образовании». И самая законсервированная ситуация оказалась в школьном образовании. Обновленный закон 2017 года определил основные рамки образовательной реформы, но требует еще множественных доработок. Например, какие должны быть квалификации учителя, способы предотвращения коррупции и т.п.

Сегодня наибольшая проблема — привлечь талантливую молодежь в отрасль. Поднятие зарплаты неощутимо для преподавателей, ее эквивалент ниже, чем средние на рынке труда.  

О местном самоуправлении

Отношение к образованию и управленческая способность общин и администрации крайне разнятся. Мы дали 1 млрд грн на оборудование начальной школы 5 месяцев назад. Перед этим для копировальной техники — еще 7 месяцев назад. До 1 сентября использовали эти средства всего на 44%. Все деньги не реализовали, потому что нет управленческой способности. Кроме того, рынок не готов к таким инвестициям — нет изготовленных парт, оборудования, электронных книжек по стандартам.

Наши местные бюджеты не умеют распоряжаться ресурсом, точнее — находят другие возможности для его использования. В связи с финансовой децентрализацией большие города получают значительно больше поступлений, чем области, поэтому часть профтехучилищ была передана областям, а часть — облцентрам. Там своя система — училища в лучших кварталах города искусственно снижают количество учащихся, при этом получая региональный заказ, на этом месте просто поставят потом ТРЦ. Если дальше будет такая логика у органов местного самоуправления, то ситуация на рынке труда будет только ухудшаться.

О профтехобразовании

Пока что на общественном обсуждении находится закон «О профессиональном техническом образовании», где и есть наибольшая проблема. 20% выпускников школ выбирает профтехобразование, но этот показатель падает. Если в 2014 году поступало 315 тыс. человек, то в 2018-м — уже 269 тыс.

В ЕС этот показатель составляет более 40%, и 70% — в Чехии, Хорватии, Австрии, Финляндии, Нидерландах. Считается, что это социальная подушка, когда есть первая профессия на руках: понял, нужно оно тебе или нет, тогда уже выбираешь, куда хочешь идти в университет.

Профтехобразование должно быть на региональном уровне и соответствовать местному рынку труда. Тем более, есть профессии общенационального значения, на которые небольшой спрос, то на них даются субвенции из госбюджета.

Нужно в корне поменять оборудование в колледжах (оно изношено на 60-100%). Сейчас мы разрабатываем совместно с работодателями новые стандарты по профессиям, чтобы учили тому, что нужно на рынке труда. Поэтому инициируем создание научно-практических центров, за счет чего получим нормальное оборудование. Мы также ведем переговоры с ЕС по инвестициям.

Этот процесс должен сопровождаться улучшением стандартов, инфраструктуры ПТУ.

О дуальном образовании

Взаимодействие с бизнесом необходимо. Понимаю, что они хотят шагов навстречу. Сейчас наша рабочая группа работает над пакетом мотивации для бизнеса. И налоговые льготы тут не работают, в особенности в условиях сложившейся экономической ситуации — не пройдет ни в Минфине, ни в парламенте.

Что можно сделать — если вы вкладываете в образование, то эти финансы налогооблагаются как издержки производства. Минфин уже подтвердил, что законом это возможно сделать. Основной нюанс — внедрить этот механизм на практике.

Кроме того, работодатель хочет гарантий. Сейчас внедряем дуальное образование, и есть уже примеры, когда лицеи работают с конкретным бизнесом и вкладывают в инфраструктуру на базе практики. Но это, как правило, держится на очень конкретных договоренностях. Мы хотим создать систему — если работодатель входит в дуальную систему обучения, то он получит гарантии, что эти дети, которые приобрели определенный уровень квалификации, отработают у него на производстве. 

Идет речь об утверждении Кабмином типичного трехстороннего договора, где ученик обязуется работать 3 года у работодателя. Это просто проект. Можно обсуждать варианты, тем более в любой момент разорвать контракт. 

О том, что уже сделано

Все лучшее, что мы сделали, было не столько заслугой сотрудников министерства, мы скорее заставили школы сотрудничать с общественными организациями и бизнесом. Это реальная экосистема, но ее еще нужно развивать.

Мы ввели прозрачный отчет о ресурсах: школы и органы местной администрации обязаны вывесить полный бюджет школы. Если школа берет добровольные вклады от родителей, то это также должно быть указано. Процесс продвигается там, где родители интересуются этими вопросами.

Сейчас местная децентрализация, и на места пришло значительно больше ресурсов. И если бюджетом выделены средства на что-то, то родителям не надо уже на это сдавать деньги.

Мы пропустили по повышению квалификации 48 тыс. учителей — это начальные классы и иностранные языки. Главное для учителя — это выстроить мост доверия, но не страха.

Кроме того, мы разработали систему для сельских школ, по которой классы будут укрупнять. Если раньше на селе было по несколько школ с небольшим количеством учеников и отсутствием нужного оборудования, то сегодня мы объединяем несколько школ в одну. Детей на учебу будут отвозить специальные школьные автобусы, так что проблем с транспортом быть не должно.


Наталия Ключникова, AgroPortal.ua