Мы не так богаты, чтобы дешево продавать

05 октября 2016, 07:17 3650
Николай Шкурко

Наверное, все, так или иначе причастные к агробизнесу, прочитали новость о том, как Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Украине призвал украинских аграриев экспортировать в Индию чечевицу. В унисон ему директор одной тамошней компании, которая работает на рынке Украины и экспортирует горох, предостерегал: «Аграриям следует учесть, что требования к гороху в Индии достаточно высоки. А конкуренция со стороны России, которая также нацелена на рынки Индии и Пакистана, растет».

Хотят больше и дешевле

Прозрачный намек на приемлемые для них цены. Как бы не так! Ведь и так экспортируем туда горох в рекордных количествах по самым низким ценам.

На недавней конференции «Торговля маслами Причерноморья 2016» еще один индийский бизнесмен расхваливал перспективность своего рынка, напомнив, что Индия и Китай потребляют почти половину всего экспорта украинского подсолнечного масла ввиду приверженности местных жителей к вегетарианской кухне и растущей численности населения в этих регионах. «Индия всегда будет импортером подсолнечного масла, так как мы потребляем в большинстве своем растительную, а не животную пищу», — отметил он.

Ценная констатация для самих украинцев, страдающих из-за несбалансированного питания, недополучения ценных продуктов, которые экспортируем или вообще не выращиваем, таких как чечевица, которую наши предки знали, а мы завозим сейчас из-за границы, и поэтому она не по карману большинству жителей нашей страны.

Почему бедные?

«Подсолнечное масло должно быть продуктом премиум-класса», — парирует организатор конференции Сергей Феофилов.

То есть должно быть более дорогим. Сомнительно, что этого можно достичь призывами и рекламой. А вот введение вывозной пошлины на сырое подсолнечное масло и шрот, по опыту других стран, уровняло бы условия внутри рынка подсолнечника, на который действует 10%-ная пошлина, и однозначно способствовало бы росту цены реализации подсолнечного масла и упорядочению переработки подсолнечника. Впрочем, и на другие массовые экспортные агропозиции целесообразно также вводить гибкую экспортную пошлину, что соответствует мировой практике, а полученный ресурс направлять на поддержку перспективных направлений агропроизводства и внутреннего потребительского спроса.

В частности, трендовых нишевых культур, доля селекционной и технологической составляющей в которых высока, поэтому они всегда будут в дефиците. Это касается не в последнюю очередь льна и рыжика, действие вывозной пошлины на которые является нонсенсом, а также некоторых бобовых, на выращивание которых на небольших фермах следует направить полученный ресурс от экспорта массовых культур. Так, в структуре внутренних налогов и сборов в размере 314,5 млрд грн вывозная пошлина составляет в текущем году 366 млн грн, или всего 0,1% статьи доходов госбюджета Украины, а вывозная пошлина по экспорту семян льна еще меньше — в пределах 6-7% от общей суммы вывозной пошлины. Поэтому поступления от уплаты вывозной пошлины по экспорту семян льна являются ничтожными на фоне вреда от ее действия.

В то же время государство недобирает значительную сумму средств за счет необложения вывозной пошлиной массовых маржинальных позиций, таких как подсолнечное масло и шрот, кукуруза, пшеница, соя, потакая таким образом обложению ввозными пошлинами страны-импортеры этой украинской агропродукции. Зарабатывает на экспорте любой, только не государство Украина. «Мы не глупые, нас считают дураками», — поставил диагноз известный политик-радикал.         

Богачи с протянутой рукой

Уважаемые аграрии! Хочется в этой связи обратиться к вам: вместо того чтобы клянчить спецрежим налогообложения или другие «ворота», лучше добивайтесь прямых целевых дотаций, как это происходит в том же Казахстане, где ВВП вдвое больше нашего.

Похоже, внимание нашей государственной власти сосредоточено на агропроизводстве, потому она махнула рукой на олигархизированную промышленность. И что же?

Несколько лет подряд Украина демонстрирует рост экспорта растениеводческой продукции, находясь в группе мировых лидеров, на фоне рекордного падения цен со снижением валютной выручки. Так, например, в 2015 г. товарооборот между Украиной и Индией составил $1,89 млдр, уменьшившись за два года более чем в полтора раза. Ответ на поверхности, потому что из них $1,2 млрд — аграрная продукция. «Кончай торговать — нечем сдачу давать!»

Нельзя не согласиться с мнением генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса Тараса Высоцкого о том, что из-за недостаточной информированности фермеров о рынках их продукция не всегда экспортируется с максимальной выгодой: «Возможностей много. Но нужно донести до фермеров информацию о возможности экспортировать в Индию с маржой 100-150%. Необходимо наладить связи, а для увеличения прибыльности важно развивать взаимные логистические потоки». Будем надеяться, что инстанции, которым адресован призыв, его услышат.         

Откровения в знаковом месте

Тренд отечественного экспорта задают агрохолдинги (считай агроолигархи), которые стали «законодателями» роковой моды на монокультуры пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сою, цены на которые обвалились и неизвестно когда возобновятся. Некоторые из них трещат по швам, но сделать ничего не могут — «титаник» так быстро не переориентируешь.

«Мы наиболее малоэффективны в мире в сельском хозяйстве», — признался Тарас Кутовой на заседании аграрного комитета в гетманской столице Батурине. «Вы экспортируете зерно, но не зерно нужно, а мясо, молоко, продукцию», — призвал министр агропроизводителей.

Пока «дядьки» думают, взгляды агрополитиков и экспертов направлены на альтернативные формы хозяйствования на земле, которые зарекомендовали себя в ведущих странах мира. Это малое и среднее фермерство, охватывающее весь спектр агробизнеса и способное предложить широкий ассортимент нишевой продукции, выпуск конечного пищевого продукта с высокими питательными и вкусовыми качествами, то есть маржинальную продукцию как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

На фоне отсутствия системной финансовой поддержки фермерства в течение всего времени рыночной экономики прельщают предложения китайских и других инвесторов. Только не придется ли нам вместе с финансами привлекать еще и фермеров из тех стран?

Государство, откликнись!

В общем, продовольствие — это инструмент глобальной политики, который при определенных обстоятельствах эффективнее оружия. Украина должна использовать такую возможность давления на Россию со стороны главных потребителей украинского продовольствия — Китая и Индии, которые являются крупнейшими по численности населения ядерными государствами. Нам нужно определиться наконец со своими главными партнерами в торговле стратегическим товаром — продовольствием (так как далеко не вся его стоимость отражена в цене), а затем и в международной политике.

Как ни странно, но парадоксально очевидно, что таковыми не могут быть соседи, потому что с ними имеем унаследованные проблемы (как тут не вспомнить мудрое изречение о хорошем соседе за надежным забором). Друзья наших соседей также не попадают в этот разряд. Стратегическими партнерами Украины могут быть, например, скандинавские страны — Швеция, Норвегия, Финляндия (нефть, газ, выгодная логистика), Япония, Малайзия, Сингапур (промышленные товары и технологии, растущий рынок), Канада (образцовый аграрный опыт, самая многочисленная влиятельная диаспора) и так далее. Товарообмен с ними должны установить на паритетной основе с учетом мировых цен и политико-экономических интересов.

«Без государства не обойтись там, где нужно оспаривать определенные моменты сотрудничества с другими странами в рамках ВТО, где необходимо проводить различные имплементации, межправительственные комиссии, обзоры рыночных барьеров для украинской продукции. Без государства не обойтись, если говорить о работе посольств, перед которыми надо ставить четкие цели по продвижению украинской продукции в странах, где они работают, а именно — снятие этих барьеров. То есть государство должно работать на политико-макроэкономическом уровне», — убежден председатель Совета по вопросам экспорта продовольствия Украины Богдан Шаповал.

Положительной в этом аспекте могла бы стать инициатива Украины в вопросе проведения ежегодных саммитов G10 — ведущих стран-поставщиков продовольствия, в число которых мы, конечно, входим.

Для этого нужна аграрная политика в интересах государства — внутренняя, стержнем которой является сохранение контроля за сельскохозяйственными землями с одновременным их эффективным использованием резидентами сельских территорий, — внешняя, реализуемая в тесном взаимодействии, бок о бок, в треугольнике: Минагрополитики, Минэкономразвития, МИД.

Чтобы дальше торговать с пользой для себя и страны.

Николай Шкурко, генеральный директор ООО «Просветительская производственно-коммерческая фирма «Сяйво»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.