Мировые M&A в АПК: почему всех покупают китайцы

07 ноября 2017, 07:00 3206
Артем Ковбель

Процессы интеграции, глобализации и стремительного развития экономик стран мира являются тем триггером, который ведет к консолидации мирового рынка АПК.

Данные процессы неизменно влияют на ключевых игроков рынка АПК, которые в борьбе за темпы роста продаж и удержание доли рынка вынуждены либо снижать маржинальность своей продукции, либо реконсолидировать рынок путем покупки своих основных конкурентов, таким образом реализовывая take over strategy. Целью данной стратегии параллельно с увеличением доли и магнитуды влияния на рынок является диверсификация продуктовой линейки компании, что также является методом хеджирования рисков.

Яркий пример таких слияний мировых гигантов — покупка мировым агрохимическим концерном Bayer, мирового гиганта по производству ГМО-семян, так называемой еды Франкенштейна, компании Monsanto за $66 млрд. Результатом данной сделки для Bayer стало получение львиной доли market pie и целевой аудитории для продажи и своей продукции, а следовательно, компания убила 2-х зайцев сразу, реализуя как экстенсификацию, таки и интенсификацию своего роста. В этой сделке Bayer увидела определенную синергию, образовав крупнейшего в мире игрока по производству семян и пестицидов с капитализацией $120 млрд.

Еще одним примером в мировой практике является слияние Dow Chemical и DuPont, которые объявили о планах слияния в декабре 2015 года, а в 2017-м завершили процедуру M&A. Рыночная капитализация новой компании составила $130 млрд.

Также следи последних мировых сделок нельзя не отметить слияние Syngenta AG с китайской химкомпанией China National Chemical Corp. «Эта сделка является исторической по многим причинам. Это не только крупнейшее приобретение, когда-либо сделанное китайской компанией, но и сделка, ориентированная на рост. Все заинтересованные стороны получают выгоду от смены владельца», — цитируется в сообщении заместителя председателя Syngenta.

Для китайской компании данная покупка важна как с точки зрения наращивания мировой доли рынка, в т.ч. рынков развивающихся стран, так и с целью получения доступа к уникальной RD-базе, на развитие которой, к слову, за последние годы Syngenta потратила $1,3 млрд. Кроме того, опыт Syngenta AG очень пригодится в модернизации сельского хозяйства Китая, серьезно пострадавшего от неконтролируемого использования химикатов в процессе интенсивного земледелия. Только около 10% китайских земель сельхоз назначения являются эффективными, соответственно, это больше, чем просто когда одна компания покупает другую, это попытка правительства решить фундаментальную проблему качественного улучшения своих сельхозземель.

Динамика агрохимического рынка и рынка семян изменилась около двух лет назад, и не в лучшую для основных игроков сторону. Продолжается снижение цен на основную сельскохозяйственную продукцию, результатом чего стали крупные M&A-сделки среди семенных и агрохимических гигантов, с участием китайских компаний, которые, как громадный пылесос, всасывают продукты инноваций и все наработки своих конкурентов, завоевывая на своем пути все новые и новые рынки. Также наблюдается падение национальных валют в ряде стран — мировых рынков сбыта агропродукции, что, опять-таки, подталкивает к поглощению мелких-средних игроков более крупными.

Если говорить о рынке Украины в разрезе передела, ситуация зеркальная: крупные игроки, производители агрохимии и посевного материала, будут поглощать более мелких на фоне ухудшения экономической ситуации в стране, имея больший запас финансовой прочности, а соответственно — возможность снизить цены и удовлетворить потребности и спрос с учетом падения платежеспособности агрария.

Также стоит отметить тренд внутри страны, в рамках которого отраслевые лидеры начали раскладывать яйца в разные корзины, диверсифицируя свои риски и приобретая экспортоориентированные бизнесы из других отраслей, как, например, компания «Эпицентр» – (лидер рынка строительных материалов), собственниками которой являются Александр и Галина Гереги, купила доли в размере 24,7% в 10 агропредприятиях, принадлежащих одному из крупнейших в мире сырьевых трейдеров — компании Glencore International AG. Или сеть заправок ОККО Виталия Антонова открыла агротрейдинговое направление — ОККО АГРО.

Также в части консолидации активов в руках крупного аграрного игрока стоит отметить последние покупки компанией «Кернел» двух крупных игроков агрорынка — компанию «Украинские аграрные инвестиции» с земельным банком 220 тыс. га и «Сербской МК Групп» — земельный банк- около 30 тыс. га. Таким образом, общий земельный банк компании «Кернел» превысил 600 тыс. га.

Основной вывод: мировые и страновые кризисы всегда вели и будут вести к консолидации и реконсолидации ключевых игроков по принципу: выживет сильнейший, выживает тот игрок, покрытие рынка и влияние которого наиболее существенное. Пальму первенства займет тот игрок, эффективность и финансовый запас прочности которого наиболее весомый.

Артем Ковбель, партнер, глава департамента финансовых расследований Kreston GCG

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.