Кооперативам следует смотреть на свою продукцию глазами клиента

22 августа 2018, 08:28 2118

Украине сейчас крайне необходима кооперация, которая, к сожалению, сегодня в плачевном состоянии.

Такое мнение высказала президент ассоциации «Ягодоводство Украины» Ирина Кухтина.

«Когда фермеры кооперируются, начинает формироваться бизнес другого масштаба и сложности, это необходимое саморазвитие для участников объединения. Потребитель не дурак, если он платит больше, то понимает за что именно, простое объединение товарных партий без изменения качества, сервиса, предложения продуктов, ничего не даст. Максимум, на что вы можете рассчитывать, — добавка к стоимости на логистические затраты и сбор», — объясняет она.

Но если повысить качество, предложить различные продукты (даже просто в разной упаковке), найти нескольких новых клиентов, по мнению эксперта, цена будет другой.

«Надо смотреть на свою продукцию глазами клиента. Есть три составляющие, которые формируют товарный рынок: потребность клиента в товаре, его способность и желание его приобрести», — добавляет Кухтина.

Она объясняет, что дополнительные расходы, такие как, например, холодильник, надо содержать, платить за электричество, государство на все 100% не поможет.

«Значит, надо скинуться на этот холодильник, нанять специалистов, которые его будут обслуживать. Люди у нас часто думают: вот мы сейчас скооперируемся и на том же уровне затрат будем зарабатывать больше. Кооператив — это определенная инвестиция, совместный бизнес, он должен зарабатывать деньги для своих членов, но если вы смотрите на кооператив, как на объединение, то это, скорее, социальный проект, а не бизнес», — подчеркнула Кухтина.

Она отметила, что если речь идет о втором случае, то, может, проще людям выделить какую-то социальную помощь, и это обойдется дешевле, чем инвестировать большие деньги в заморозку, охлаждение, переработку для кооператива, который будет выпускать товар плохого качества, не имеющий сбыта.

«Дело в том, что для большинства единоличников ягоды не являются источником основного дохода, соответственно люди не готовы прилагать усилия для повышения эффективности своего производства», — уточнила эксперт.

Кухтина отметила, что в Украине нет образцового кооператива, в котором все было бы супер, у всех есть свои плюсы и минусы.

«Есть учебники по созданию кооперативов, написанные разными проектами и авторами. Открываешь такой и сразу начинаешь читать нормативную базу: как зарегистрировать и так далее. На мой взгляд, регистрация кооператива — это шаг номер четыре или даже пять. Надо собраться и понять, зачем вам это нужно, что вы от этого хотите получить. Можно объединиться для того, чтобы дешевле купить, или продать, а если продать, то кому, и как это мы будем делать, сколько нам за это заплатят. Сможете ли вы предложить новый высококачественный продукт, за которым выстроится очередь?» — отметила она.

Эксперт подчеркнула, что сначала надо определить правила игры в кооперативе, кто за что отвечает, надо нанимать людей или самим работать, поскольку это тоже отнимает много времени, потому что непросто выполнять какие-то общие функции, имея свою ферму.

«Следует определиться, кого мы принимаем, а кого нет, что будем делать, какие взносы, так как финансовое участие обязательно. И так далее. А потом надо заниматься регистрацией. А так у нас есть много зарегистрированных кооперативов, которые не ведут никакой деятельности.

Также в Украине часто создают кооперативы сверху вниз, мол, давайте объединим единоличников. А потом эти кооперативы приходят в упадок, как только заканчивается поддержка».


AgroPortal.ua по материалам «Инфоиндустрии»