Конкуренция холдингов и фермеров: размер таки имеет значение

03 мая 2018, 10:50 6182
Тарас Гагалюк

В последнее время ведется много разговоров о различиях и сходствах между агрохолдингами и фермерскими хозяйствами.

Многие эксперты приходят к мнению, что обе формы хозяйствования могут спокойно сосуществовать. Тем не менее, не стоит забывать, что рост холдингов не в последнюю очередь происходит за счет аккумулирования ограниченного ресурса под названием «земля», и поэтому объективно существует конкуренция за данный ресурс с другими формами хозяйствования.

В чем же состоят конкурентные преимущества агрохолдингов в сравнении с семейными фермами?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо для начала обозначить, что речь идет именно о семейных или традиционных (европейских) фермах в несколько сотен гектар, а не о том, что благодаря законодательным нюансам и культурным особенностям общества в Украине часто воспринимается как фермерское хозяйство.

В развитых странах, если у тебя 20-30 тыс. га и все сопутствующие — элеватор, МТП и т.п., — то какой ты семейный фермер? Будь добр, инкорпорируйся и получи соответствующее налогообложение, ведь ты — самая что ни на есть корпоративная ферма.

Таким образом, не имеет смысла сравнивать фермерские хозяйства размером в несколько десятков тысяч гектар с агрохолдингами, ведь это — суть одно и то же. Конец лирического отступления.

Возвращаясь к теме, необходимо отметить, что в современных условиях ведения агробизнеса крупные производители способны нивелировать ряд факторов, которые еще недавно считались конкурентными преимуществами традиционных семейных ферм.

Во-первых, роль более высокой мотивации семейного фермера как собственника земли и ресурсов существенно снижается, если отдача от труда в несельскохозяйственных отраслях будет выше, а она сегодня такой и есть. Агрохолдинги обходят данный барьер путем построения современных систем мотивации и компенсации, включающих не только более высокие зарплаты, соответствующий соцпакет, но и возможность совершенствования квалификации для сотрудников.

Во-вторых, отсутствие необходимости мониторинга рабочей силы в семейных фермах (где как бы нет смысла воровать у самих себя) при внедрении современных мониторинговых технологий и систем экономической безопасности агрохолдингами тоже уже не является преимуществом. Кроме того, те же современные технологии нивелируют превосходство фермера как эксперта по погодным условиям и особенностям почв в своем регионе.

В-третьих, в сегодняшних условиях малые фермеры утрачивают приписываемую им гибкость в возможности заниматься чем-либо еще помимо сельского хозяйства. В условиях высочайшей конкуренции и ограниченных человеческих и финансовых ресурсов заниматься параллельными видами деятельности очень сложно. Именно этим можно объяснить в среднем более низкий уровень вовлеченности фермеров в решение социальных проблем села, по крайней мере в Украине. В то же время большие производители пользуются и эффектом масштаба, и лучшим доступом к финансовым ресурсам, и возможностью диверсификации деятельности.

Тем не менее, вопрос сосуществования агрохолдингов и семейных ферм — достаточно многогранен, чтобы на него можно было ответить несколькими строками. Ему, а также другим вопросам развития сельскохозяйственных структур, будет посвящена львиная доля дискуссий во время ежегодного ІАМО Форума — конференции, которая  в 2018 г. совместно проводится Лейбниц-Институтом аграрного развития в странах с переходной экономикой (ІАМО), Немецким сельскохозяйственным обществом (DLG e.V.) и ассоциацией «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ), и посвящена тематике экономической и социальной роли крупномасштабного аграрного производства.


Для справки: ежегодная конференция IAMO Форум состоится с 27 по 29 июня 2018 г. в городе Галле (Германия). Тема — «Крупномасштабное сельскохозяйственное производство — для прибыли и общества?» 

Среди ключевых спикеров IAMO Форума-2018 руководители агрохолдингов, представители профильных ассоциаций, эксперты, ученые и другие.

География участников охватывает страны Центральной и Восточной Европы, бывшего Советского Союза, Восточной Азии, а также Латинской Америки, Европейского Союза, Северной Америки и Австралии. 

Подробнее можно ознакомиться по ссылке.


Тарас Гагалюк, старший научный сотрудник IAMO (Германия), член Экспертного совета УКАБ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.