Какие перспективы аграрному бизнесу открывает этот год

16 января 2019, 06:53 2520
Елена Коробкова

В 2019 год Украина вошла с умеренным экономическим ростом (третий год подряд), высокой учетной ставкой НБУ, снижающейся инфляцией, устоявшей гривной, окрепшими банками, ожиданием выборов и… новой программой финансирования от Мирового валютного фонда. Что это значит для аграрного бизнеса и какие перспективы открывает нынешний год?

Как ни крути, в Украине принято волноваться о результатах выборов и переменах в экономической политике по их итогам. Среди украинских политиков сегодня весьма популярны идеи ревизии отношений с МВФ, отказа от болезненных реформ («даешь дешевый газ для населения!»), пересмотра полномочий и роли НБУ в управлении денежно-кредитной сферой («даешь низкую ставку и дешевые кредиты для стратегически нужных предприятий!»).

Однако к чему приводит «ручное» управление и вмешательство правительства или президента в монетарную политику, мы видели. Турция, с 40%-ной девальвацией лиры в августе 2018 года, показала «мягкий» вариант последствий, но есть и более радикальные примеры из карибского или африканского регионов. Поэтому, пожалуй, базовым можно считать сценарий, при котором Украина не прекратит сотрудничество с МВФ и после выборов — и президентских, и парламентских.

Какими бы ни были их результаты, обновленная власть столкнется с теми же вопросами: как обеспечить макроэкономическую стабильность, не сорвать выплаты по имеющимся долгам и сохранить доступ к внешнему финансированию — как государства, так и нуждающегося в ресурсах бизнеса. Для выполнения этих задач сотрудничество с МВФ критически важно. И если при этом правительство сможет, как и в прошлом году, сохранить бюджетную дисциплину, то колебания курса гривны в течение года не превысят 10%.

Стоит заметить, что в новом меморандуме с МВФ Украина взяла на себя обязательство провести, наконец, земельную реформу. Открытие рынка сельскохозяйственной земли может стать для аграрного бизнеса ключевым событием 2019 года. Как и грандиозным стимулом для расширения банковского кредитования небольших агропредприятий и фермеров.

Во-первых, у таких агропроизводителей появится дополнительный спрос на кредиты — для выкупа обрабатываемой земли или инвестирования в технологии ее обработки (а вкладывать деньги психологически гораздо проще в свою землю, чем в арендованную). Во-вторых, у банков появится новый инструмент для обеспечения кредитов — залог земли. В-третьих, большинство активных на рынке агрокредитования банков уже несколько лет работают над расширением возможностей кредитования именно небольших хозяйств, то есть готовы и дальше наращивать свои кредитные портфели.

Именно «малый» сегмент приводит в банковскую систему новых клиентов, и его потенциал далеко не исчерпан.

Готовы ли фермеры брать кредиты, ведь ставки и требования банков к документам и залогам высоки? На мой взгляд, готовых кредитоваться фермеров становится все больше. Конкуренция банков за качественных заемщиков велика, и это приводит к либерализации предъявляемых банками условий. Кроме того, нисходящая динамика инфляции дает Национальному банку основания для смягчения монетарной политики в будущем, что при нормальном развитии событий позволит банкам снижать ставки по кредитам. Но и аграрии для получения доступа к банковскому финансированию должны выполнить свою «домашнюю работу» — вести бизнес прозрачно, готовить отчетность достоверно.

И если тот самый базовый сценарий будет реализован (включая реформы), то 2019-й для всех нас станет годом развития и роста.

Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.