Как украинскому аграрному образованию подготовить квалифицированных специалистов?

28 мая 2019, 07:35 4981
Альфонс Бальманн

Украинское аграрное образование и научные исследования за последние годы несколько усовершенствовались, однако этот процесс происходит достаточно медленно, и поэтому аграрное образование и наука все еще далеки от западных стандартов.

Почему так? В первую очередь условия для преподавательского состава не слишком привлекательны в Украине — платят мало, да и базы для исследований как таковой нет. Это приводит к тому, что после завершения обучения талантливые юные специалисты выбирают скорее бизнес, чем научную деятельность. Аграрное образование не успевает идти в ногу с современным уровнем развития теорий и методологий. Для того чтобы исправить ситуацию, важно тесное сотрудничество с заинтересованными сторонами как на национальном, так и на международном уровнях, особенно в области исследований.

В IAMO мы сталкиваемся с такой проблемой как слабая база знаний у студентов из постсоветских стран, которые поступают к нам в аспирантуру. Они мотивированы, имеют хорошие знания иностранного языка. Однако по теоретической и методологической подготовке — отстают. Если эти студенты хотят учиться у нас в аспирантуре, мы просим их принять участие в нашей интенсивной программе теоретической и методологической подготовки. Интересно, что после завершения аспирантуры, магистратуры или иного обучения молодые украинские ученые предпочитают оставаться в Западной Европе, а не возвращаться домой, чтобы «поднимать» отечественную науку. Именно из-за нехватки специалистов соответствующего уровня в украинских университетах наш институт вынужден довольно часто сотрудничать не только с научными учреждениями, но и с такими партнерами как ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса».

Для решения проблем агрообразования правительство должно создать систему оценивания, которая будет определять сильные и слабые стороны университетов и факультетов относительно проведения исследований и преподавания. Такое оценивание необходимо вывести на системный уровень. Если учреждение не работает должным образом, необходимо принять меры по совершенствованию или вообще его закрытию. А финансовые ресурсы сосредоточивать в более достойных учебных заведениях. Также важно поддерживать высокий уровень прозрачности, чтобы иметь возможность привлекать международных экспертов к проведению такого оценивания и получать достаточный уровень финансирования с целью улучшения материально-технической базы.

Например, немецкая система образования является публичной и не требует от студентов оплаты за обучение. Правительство Украины имеет гораздо меньше ресурсов, поэтому определенный уровень финансовой поддержки со стороны частного сектора позволил бы привлечь квалифицированных преподавателей, в том числе международных, улучшить техническое обеспечение и условия обучения в образовательных учреждениях. В Германии мы также имеем примеры привлечения частного сектора в систему образования. Некоторые компании предлагают студентам гранты, чтобы впоследствии пригласить их как специалистов достаточного уровня квалификации на работу.

Примером решения вышеупомянутых проблем в украинском аграрном образовании с привлечением частного сектора является проект «Агрокебеты». Я считаю, что современное сельское хозяйство и его будущее зависит от агробизнеса. Именно с помощью агробизнеса можно готовить и мотивировать квалифицированную молодежь, поскольку агробизнес имеет для этого все рычаги влияния. Привлечение частного сектора свидетельствует не только об осознании растущей потребности в квалифицированных кадрах, но и об ответственности за развитие страны, в частности ее сельских территорий.

Мне нравится стремление организаторов проекта вывести студентов на международное пространство, а также привлекать студентов не только из аграрных специальностей, но и из других. «Агрокебеты» — это не программа по созданию специалистов узкого направления, это программа, которая уделяет внимание многим аспектам, что позволит студентам найти себя даже на международном рынке.

Я уверен, что студенты-участники проекта будут иметь интересную и познавательную учебную программу, встречи и лекции с отечественными и зарубежными теоретиками и практиками аграрной сферы. Лично я буду одним из лекторов проекта «Агрокебеты». Темой моего курса будут структурные изменения в сельском хозяйстве. Я хочу показать студентам, как аграрный сектор воспринимает и реагирует на новые технологические, экологические и политические вызовы. Рассмотрим основные тенденции общественных ожиданий в отношении сельского хозяйства, в частности повышение экологических и социальных стандартов, а также способы, с помощью которых агропроизводители и их партнеры работают в соответствии с этими требованиями.

Альфонс Бальманн, директор Лейбниц-Института аграрного развития в странах с переходной экономикой (ІАМО)

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.