Инвестиции в вагоны-зерновозы: срок окупаемости от 1 до 3 лет

10 апреля 2019, 07:07 14243
Алексей Шахов

В период перевозки зерновых в последние годы довольно остро возникает вопрос дефицита подвижного состава под погрузку зерновых.

Нововведения «Укрзализныци» в распределении вагонов-зерновозов, продажа права на использование вагонов через ProZorro. Продажи, уменьшение количества зерновозов парка ЦТЛ заставляют участников рынка искать возможные пути для преодоления дефицита вагонов. Одним из вариантов решения вопроса для многих компаний стала покупка собственных вагонов.

Для понимания формулы окупаемости вагона-зерновоза предлагаю рассмотреть три основных варианта:

1. Купить вагоны и сдавать их в аренду;

2. Купить вагоны и оперировать ими с помощью собственного штата сотрудников;

3. Купить вагоны, оперировать ими с помощью сотрудников в штате, курсировать вагонами с маршрутных элеваторов к местам с быстрой разгрузкой.

За пример взят вагон-хоппер для перевозки зерна: модель 19-7053-02, объем кузова — 116 м3, ПАО «Крюковский вагоностроительный завод».

Стоимость вагона-зерновоза — 1841280 грн с НДС.

Вариант 1

Купленный вагон сдается в аренду оператору (экспедитору). Стоимость планового ремонта после первых 3-х лет эксплуатации — 50 000 грн (сумма может отличаться в зависимости от места ремонта и стоимости подачи и уборки вагона).

Стоимость текущего ремонта на 3 года — 45 000 грн (возможны разукомплектования тормозной системы).

Рыночная стоимость суточной аренды вагона-зерновоза сроком на 1 год (365 дней) — 1800 грн/сутки (вагонная составляющая).

Если купленные вагоны сдать оператору (экспедитору) в аренду, формула окупаемости выглядит следующим образом:

(1841280 + 50000) ÷ 1800 ÷ 365 = 2,9 года — срок окупаемости данного вагона.

При необходимости вагоновладелец на «эксклюзивных» правах может получать услуги ТЭО от экспедитора по рыночным ставкам ТЭО.

*Стоимость текущих ремонтов за счет арендатора или оператора.

Вариант 2

Купленные вагоны оперируются собственным штатом сотрудников агрохолдинга для собственных нужд. К формуле, указанной в первом варианте, добавляются расходы на текущий ремонт вагонов. В случае избытка вагонов услуги предоставляются сторонним организациям. Комиссия экспедиторской компании с собственными вагонами — от 200 до 400 грн/т. Если в период межсезонья возникает простой вагонов, он компенсируется в пиковые периоды перевозки. При более четком планировании перевозок на МР безрейсового простоя вагонов можно избегать.

Итак, расчет данного варианта выглядит следующим образом.

Себестоимость использования собственного вагона

1 Амортизация вагона за период эксплуатации (30 лет) 1 841 280 ÷ 30 = 61 376 грн/год
2 Стоимость плановых ремонтов 750 000 ÷ 30 = 25 000 грн/год
3 Стоимость текущих ремонтов 15 000 грн/год
4 Стоимость капитального ремонта 189 000 ÷ 30 = 6 300 грн/год
5 Балансовая стоимость — 127 600 грн (минус из расходов) 127 600 ÷ 30 = 4 253,33 грн/год
6 Стоимость отстоя вагонов в период не эксплуатации без простоев или простой на собственных подъездных путях
Себестоимость за год эксплуатации вагона-зерновоза 103422,67 грн/год

*Информация о стоимости ремонтов получена от владельцев вагонов. Сумма округлена.

**Сумма ремонтов может отличаться в зависимости от места проведения ремонта.

***Сумма с учетом подачи и уборки вагонов на/с ремонта. Суммы с НДС.

Для расчета стоимости окупаемости вагона взята рабочая ставка ТЭО экспедитора.

Оборот вагона — 18,5 суток.

Комиссия экспедитора — 300 грн/т (без себестоимости организации перевозки).

Средний срок окупаемости вагонов по данному варианту — около 2-х лет.

Вариант 3

Это продолжение первого и второго варианта, курсирование собственных вагонов, собственным оператором холдинга на собственных или на сторонних маршрутных элеваторах. За счет быстрого оборота вагонов в маршрутных отправках вагоны за определенный промежуток времени делают больше рейсов, и за счет этого уменьшается себестоимость перевозки.

Срок окупаемости данного варианта может достигать 1-го года.

Анализируя перспективу данных инвестиций агрохолдингами в вагоны и факторы, которые на это влияют, хочу отметить, что вагонный парк «Укрзализныци» ежегодно уменьшается из-за технической непригодности к эксплуатации, заканчивается срок эксплуатации вагонов. В Украине увеличивается производство зерновых и соответственно увеличивается экспорт. Потребность агрохолдингов в перевозке зерна — одна из крупнейших из всех участников рынка. Приведенные расчеты окупаемости вагона-зерновоза позволяют агрохолдингам в достаточно короткие сроки вернуть свои инвестиции. Собственный оператор холдинга сможет предоставлять развернутое экономическое обоснование для дальнейших инвестиционных проектов в логистику холдинга.

*В формуле окупаемости вагона не учитывалась стоимость использования денег.

**Варианты окупаемости обобщены и могут не учитывать специфику данного предприятия.

***Расчет сделан на апрель 2019 года.

****Все суммы с НДС.

Алексей Шахов, директор ООО «Украинские аграрные потоки»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.