Инициатива создания земельного госагента вызывает опасения

27 сентября 2015, 21:36 1267

Инициатива создания государственного агента на рынке сельхозземель вызывает опасения.

На сегодня на трансакциях по продаже земли у нас и так высокие издержки. Появление еще одного звена в этой цепочке увеличит затраты по каждой сделке.

Кроме того, любые попытки государства сосредоточить в своих руках какие-либо активы тут же приводят к их непрозрачному использованию. Как пример — миллионы гектаров земель сельскохозяйственного назначения, которыми распоряжаются госпредприятия. С ними постоянно возникают коррупционные скандалы, а распорядителей из Геокадастр регулярно ловят на взятках.

О каком бенчмарке говорит премьер, если государство умышленно скрывает статистику по совершаемым сделкам? Ситуация с определением цены на землю в Украине — тайна за семью печатями. В отличии от Минсельхоза США, который ежеквартально публикует информацию о текущих ценах на землю и их динамике на примере реальных сделок, заключенных за последние три месяца, у нас о доступе к подобной информации пока можно только мечтать. Официальная ценовая база по земле в Украине не публична.

Чтобы формировать цену, еще одна отдельная структура не нужна. Любое административное регулирование цены порождает злоупотребления, поскольку зарабатывать хотят сегодня все, усложнить жизнь покупателям и продавцам с помощью дополнительных бюрократических преград будет несложно.

Но если Госагент попытается установить минимально низкую цену, рынок все равно самостоятельно откорректирует реальную стоимость с помощью обходных маневров.

Учитывая сложившуюся ситуацию в стране — нет денег на оплату внешних долгов, — возникает логичный вопрос: «За какие средства будет приобретать земельные участки у населения госагент?». Финансирование подобных сделок госбюджет не потянет.

Монополия в виде посредника-госагента останется непонятной частникам и будет лишней при реализации земель сельхозназначения, находящихся в государственной собственности. Сегодня их можно продавать через аукционы. Такой механизм в Украине давно уже существует — по закону свободные от застройки государственные и коммунальные земли обязаны продаваться на аукционах. Это дает возможность выручить за них наибольшую цену.

К сожалению, этот механизм «на полную» не работает благодаря «исключениям» (передача земельных участков в аренду фермерам, безоплатная приватизация и т.п.) и законодательным лазейкам, которые позволяют обойти организацию «обязательных» торгов.

Аукционы проводятся крайне редко. К примеру, только в 2014 году около 250 тыс. га с/х земель Госземагентство передало в аренду и в собственность по непрозрачным схемам. Из этого объема всего 1% с/х земель были проданы через аукционы.

Лишний посредник не сделает этот рынок прозрачным и не поможет продавцу заработать больше. При введении обязательной продажи земель государству найдутся новые схемы, на которых нагреют руки чиновники.

Если надо запустить в оборот какую-то землю, гораздо эффективнее задействовать альтернативные варианты продаж. Например, разрешить полноценную работу земельных аукционов, запустить электронные торги. При переходе земельных торгов в онлайн без участия посредника-монополиста можно рассчитывать на большую прозрачность.

Андрей Кошиль, президент Ассоциации «Земельный союз Украины»