Государственная поддержка АПК: необходимые шаги

06 ноября 2017, 14:50 6139
Олег Кулинич

По итогам реализации «аграрной части» бюджета-2017 большинство фермеров и аграрных ассоциаций в этом году утверждали, что государственные программы работают далеко не так успешно, как заявлено правительством, а государственная поддержка не всегда доходит до тех, кто в этом больше всего нуждается — малых и средних товаропроизводителей. Конечно, отдельные позитивы есть, и их трудно не заметить, но этого пока слишком мало для кардинальных сдвигов в отрасли. Особенно слабо в 2017 году выглядела поддержка развития КРС, ведь это направление требует серьезных капиталовложений и длительного времени для налаживания хозяйственных процессов.

В этом году правительство заявляет о беспрецедентной поддержке развития животноводства, закладывая под него финансирование в бюджете на уровне 2,3 млрд грн. Действительно, вполне логично направлять значительную часть государственной поддержки именно на развитие животноводческой отрасли (мясо-молочное скотоводство, свиноводство), которая крайне в этом нуждается, а не на те отрасли, которые, как показывает практика, и сами прекрасно справляются. Напомню, что в этом году поддержка этой отрасли была меньше почти в 13,5 раз (лишь 170 млн грн).

Это правильный сигнал, но главное, чтобы он действительно был воплощен в жизнь на уровне государственных программ. Лично мне хотелось бы выделить несколько моментов, которые, по моему мнению, могли бы иметь ключевой эффект как для аграрного комплекса в целом, так и для животноводства в частности.

Кредит — не роскошь, а средство продвижения

Кредитование — это основа любого бизнеса, но, к сожалению, в Украине оно практически недоступно для малых и средних агропроизводителей, которые не имеют ликвидного залогового имущества. И даже если кредит таки предоставляется, то «драконовские» ставки заставляют работать в первую очередь на его погашение, а не на развитие предприятия. Поэтому одной из важнейших целей государственной поддержки я бы назвал удешевление государством кредитов для аграриев. Это можно делать двумя способами — или за счет компенсации кредитных ставок или путем частичной компенсации тела кредита. Удешевление кредитов позволит аграриям пускать часть прибыли на капитальные инвестиции и развитие. Такие программы действовали в середине 2000-х годов и были действительно эффективными. Если мы говорим о животноводстве, то это — строительство и восстановление коровников и свинарников, закупка нового современного оборудования, например, тех же доильных залов и пр. Если государство готово будет «гасить» 40-50% тела кредита, то это действительно будет работать на отрасль, иметь широкое применение и даст толчок к развитию животноводства.

Учитывая постоянный спад производства в мясо-молочном скотоводстве и огромные проблемы, которые принесла свинарям эпидемия африканской чумы, эти направления производства крайне нуждаются в дополнительном финансировании. Например, по данным ФАО, в следующем году в Украине ожидается рекордно низкое поголовье свиней в истории — лишь чуть более 6 млн голов. По КРС наблюдается также неутешительная тенденция — этот год Украина начала с самым низким поголовьем в независимой истории — 3,7 млн голов, и если не принимать решительных мер, то не понятно, за счет чего эта тенденция будет меняться.

Развитие племенного дела

Отдельно стоит выделить племенное дело, без которой развитие животноводства само по себе тоже невозможно. Это направление животноводства требует особенно длительной отдачи. В следующем году именно на поддержку племенного дела из бюджета планируется выделить 0,3 млрд грн, и эти средства обязательно нужно отстоять. А еще лучше — увеличить эту сумму как минимум вдвое. Даже если пойти другим, как будто более простым путем, и не заниматься селекцией собственных пород, а закупать племенное поголовье за рубежом, так или иначе фермерам нужны средства для этого, и средства немалые. В то же время закупка этого поголовья за рубежом, хотя и кажется более простым путем, все же несет в себе определенные риски. Это специфический рацион кормления, адаптация к нашим условиям, специальное содержание. Поэтому надо стимулировать выращивание племенного молодняка именно в Украине. Таким стимулом могли бы стать государственные дотации на приобретение нетелей, за счет которых происходило бы частичное возмещение закупки племенного поголовья.

Восстановить существующее легче, чем построить новое

Еще одно крайне важное направление деятельности, на котором государство должно сосредоточиться — это возрождение и реконструкция животноводческих ферм. Таких помещений, которые сейчас используются не на полную мощность, а только частично, или, к сожалению, и вовсе не работают — у нас более чем достаточно. Восстанавливать существующее, пусть оно и в тяжелом состоянии, всегда легче и дешевле, чем строить «с нуля». Тем более государство должно стремиться к рациональному использованию своей территории, таким образом, с этими помещениями все равно нужно что-то делать. Поэтому кредитование именно под эти цели было бы крайне уместным — восстановление полноценной работы животноводческих комплексов способствовало бы созданию новых рабочих мест на селе, что является крайне острой проблемой в течение всего периода Независимости нашего государства.

Ранее такие программы запускались, но им не хватало эффективности — главным препятствием для получения кредита было требование относительно наличия определенного минимального поголовья. По моему мнению, такой подход нужно пересмотреть, чтобы не лишать возможности заниматься животноводством небольшие фермерские, а также семейные фермерские хозяйства.

Сельскохозяйственная техника: покупай отечественное — (не) пожалеешь!

В прошлом году, как и сейчас, правительство стимулирует аграриев к закупке отечественной сельскохозяйственной техники, предлагая компенсацию 20% от ее стоимости. Если в этом году под эти цели было заложено 550 млн грн, то в бюджете на следующий год эту сумму планируется увеличить почти до 1 млрд грн. Но с тех отзывов, что приходилось слышать и читать, можно констатировать, что программа не пользуется огромной популярностью у аграриев. В чем же причины?

Конечно, везде и всегда мы должны ставить на первое место интересы национального производителя. И у нас есть сельскохозяйственная техника, которая может конкурировать с мировой. Но, к сожалению, есть и образцы, которые значительно уступают мировым аналогам, когда у аграриев вопрос выбора между зарубежным и отечественным даже не стоит. Поэтому нужно в первую очередь делать эти отечественные образцы конкурентоспособными по отношению к мировым, но уж никак не навязывать аграриям безальтернативный вариант: или украинское, или никакого. Иногда такое «содействие» производителям сельхозтехники может быть только вредным, когда их ставят в заведомо выигрышные условия, убивая здоровую конкуренцию.

Есть и такая сельскохозяйственная техника, которая в Украине, к сожалению, не производится. Поэтому я считаю, что нужно существенно расширять список техники, которая будет доступна для аграриев при беспроцентном кредитовании или при погашении части стоимости государством, в том числе и за счет качественной импортной техники.

Например, сейчас остро стоит вопрос с зернохранилищами и оборудованием для приема и сушки зерна. И вот тут действительно сработает отечественное оборудование! В сезон также наблюдается проблема с зерновозами — элеваторы забиты. Поэтому нужно сосредотачиваться на производстве именно той техники, качество и необходимость которой у нас никто не поставит под сомнение и которая будет наиболее востребована.

Развитие фермерства: все упирается в деньги

Проектом государственного бюджета на 2018 год предусматривается введение новой бюджетной программы — «финансовая поддержка развития фермерских хозяйств», на которую предлагается выделить 1 млрд грн. Это очень важный шаг, ведь мы можем произносить сколько угодно пламенных речей о том, что фермерство — это основа хозяйствования на селе, но без мощных финансовых вливаний все это будет не более чем популизмом. Однако ключевой вопрос — каким образом будут выделены эти средства и на какие цели они пойдут.

По моему мнению, наиболее эффективно здесь сработала бы программа удешевления кредитов, ведь именно имеющиеся у фермера ресурсы определяют эффективный результат его труда. Производство агропродукции требует очень многих расходов на оборотные средства — это горюче-смазочные материалы, средства защиты растений и семена, минеральные удобрения, а для указанных целей фермерам также необходимо кредитование. К сожалению, все упирается в оборотные средства, если они есть, тогда будет увеличиваться производительность труда, расширяться количество рабочих мест. В то же время при отсутствии денег не будет ни средств производства, ни нормальной урожайности.

Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей

С прошлого года на замену спецрежиму НДС был введен новый механизм поддержки сельхозтоваропроизводителей — квазиакумуляция НДС, под которую в бюджете на следующий год заложено 2 млрд грн. Однако, к сожалению, практика этого года показала, что те небольшие и средние аграрные предприятия, которые задействованы в смешанном производстве — растениеводстве и животноводстве, не могут рассчитывать на возврат НДС. Программа государственной поддержки прописана правительством таким образом, что начисление «дотации» происходит только тогда, когда предприятия платят НДС в бюджет. То есть когда возникает разница между налоговым кредитом и налоговым обязательством. Ведь налоговый кредит от деятельности по растениеводству, который возникает у таких предприятий еще весной, «съедает» любую возможность получения дотаций на животноводство. Таким образом, товаропроизводители имеют право на получение дотаций, но по факту таких дотаций не получают.

Какой выход может быть из сложившейся ситуации? Здесь может быть несколько путей. Первый — изменить систему администрирования, чтобы дотация по растениеводству и для продукции, на которую распространяются дотации (животноводство, молочка, овощеводство), разделялась, иначе растениеводство просто-напросто «размывает» эти показатели для «дотационных» видов продукции. Такая система распределения работала для спецрежима в 2016 году. Второй — предоставлять дотации не по оплаченному НДС, а по начисленному от операции с конкретной продукцией.

Нужен парламентский контроль

Как по мне, все вышеперечисленные пункты — это обязательные условия для развития агропромышленного комплекса. Государству недостаточно просто выделить средства: нужно направить их именно туда, где в этом есть наибольшая потребность, и это основная задача правительства — прописать под выделенные средства такие направления поддержки, которые были бы наиболее эффективными.

Более того, и сами механизмы распределения по соответствующим направлениям должны быть эффективными, прозрачными и подотчетными. Для этого нужно не только согласовывать соответствующие направления на уровне Кабмина, но и осуществлять это в тесном сотрудничестве с профильным Комитетом Верховной Рады. А для этого нужны соответствующие законодательные изменения, чтобы на уровне закона закрепить за Аграрным комитетом ВРУ право согласовывать распределение бюджетных средств по соответствующим направлениям государственной поддержки АПК. Ведь именно депутаты профильного комитета могут предоставить правительству свою профессиональную поддержку и предложения по этому вопросу.

Олег Кулинич, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета ВРУ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.