Есть ли место в АПК топ-менеджерам из других индустрий?

22 ноября 2019, 09:22 3190
Анна Нестерчук

Спойлер — да. В условиях стремительно меняющихся рынков и правил работы на них (и агроиндустрия — точно не исключение), так же динамично меняются и запросы компаний, и их ожидания в части компетенций руководителей топ-уровня.

Как вообще ищут топов?

Услуга Executive search становится востребованной именно тогда, когда компании необходимо привлечь топ-менеджера с определенной экспертизой или набором компетенций из другой компании, когда компания-Заказчик не видит возможности внутреннего перемещения в силу различных причин.

Первым этапом работы компаний Executive search, как правило, является детальное изучение контекста, в котором необходимо будет работать будущему руководителю, понимание стратегии и задач компании, а также — соответствие ценностному коду и корпоративной культуре. Затем наступает часть работы, связанная с поиском и оценкой потенциальных кандидатов.

Существует три основных этапа этого процесса: идентификация менеджера, представляющего интерес для компании, получение его согласия участвовать в переговорах, и, наконец, выявление соответствия между потребностями работодателей и профилем кандидата.

Как правило, в первую очередь при поиске внимание обращено не на конкретных специалистов, а на известных, хорошо зарекомендовавших себя работодателей. Это компании, в которых хорошо отстроены те или иные процессы, то есть менеджеры-потенциальные кандидаты имеют возможность реализовываться и углублять свою экспертизу. Бренд работодателя становится известным именно потому, что в компании есть процедуры регулярного менеджмента, и они поставлены на высокий уровень.

Консультанты Executive search всегда отслеживаются в таких компаниях новые назначения, все переходы и другие кадровые изменения. Не открою секрет, что многие компании, в том числе и наши клиенты, склонны ориентироваться на доказанный успех. Но часто оказывается, что те менеджеры, которые уже успешны в данной роли, не готовы к смене места работы или слишком дороги для Заказчика, и тогда приходится приглашать человека с потенциалом. В этом случае переход в рамках одной и той же индустрии является идеальным.

Плюс здесь в том, что менеджер, не имеющий в данный момент по каким-либо причинам возможности получить в текущей компании позицию выше, получает возможность реализовать свой потенциал. А компания в свою очередь — энергичного, готового к трансформациям менеджера. Кроме того, переход в рамках одной индустрии позволяет не тратить время на погружение в рынок и понимание законов работы той или иной сферы.

Есть ли особые случаи?

Конечно да. Когда компания готова смотреть шире своего сектора, то рынок потенциальных кандидатов очень может быть расширен за счет анализа различных индустрий. Кончено, в этом случае все будет зависеть от специфики позиции и задач конкретной должности в определенной перспективе. Как правило, в случае перехода из одного сектора экономики в другой рассматриваются кандидаты, находящиеся на одном уровне позиций. И сейчас, должна отметить, это актуальная тенденция — разнообразие и возможность выбора, как для кандидата, так и для компании.

Для украинского agrifood — это очень хороший тренд. С кандидатами из других секторов АПК получает новые и подтвержденные проверенными управленческими практиками подходы. В частности, это касается процессов, не связанных непосредственно с производством (растениеводством или животноводством), где профильная экспертиза просто необходима, но с такими важными функциями внутри компаний, как управление финансами, логистика, управление человеческим ресурсом, правильная организация продаж и, конечно, стратегическое видение развития.

Из обширного опыта общения с кандидатами из разных отраслей могу сказать, что практически 100% менеджеров высшего звена или руководителей функций готовы и с удовольствием рассматривают агро, как очень потенциальную и интересную индустрию как для профессионального развития, так и в контексте развития экономики страны  в целом.

Критерии выбора

С переходом в другую индустрию, в частности, если мы говорим о переходе в агро из другой сферы, необходимо быть очень внимательным к оценке потенциальных кандидатов.

Во-первых, в АПК другие временные показатели оценки результатов. Здесь невозможно проверить работу менеджера за 6 месяцев. И даже за год, несмотря на то, что есть данные по урожайности и другие показатели. Минимум 3-5 лет в одной компании — вот период, позволяющий рассматривать эффективность работы топ-менеджера в АПК.

Во-вторых, в агросекторе работают особенные люди, и это правда. Не каждый кандидат сможет легко принять совершенно другую культуру — начиная от межличностных отношений и заканчивая внутренними ценностями.

В-третьих, между агропроизводителями нет понятия конкуренции. Все, что будет произведено — так или иначе будет продано. Самый главный вопрос — это эффективность. И это выводит стратегии на другой уровень.

Анна Нестерчук, управляющий партнер и соучредитель рекрутинговой компании «Бизнес Актив» 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.