Чем больше торговая сеть, тем труднее с ней работать производителям молочки

08 мая 2020, 09:08 2011

Производителям молочной продукции в условиях жесткой конкуренции с импортом приходится договариваться как с поставщиками сырья, так и с торговыми сетями, чтобы выживать.

Такое мнение высказал заместитель председателя правления, директор завода ЧАО «Тернопольский молокозавод» (ТМ «Молокия») Виктор Солтис.

«В 2019 году мы получили высокую цену на молоко-сырье. Если сравнить молоко по базовым единицам (жир и белок) с европейским, то украинское молоко примерно на 20% дороже польского и на 15% — нидерландского.

Молоко-сырье в структуре себестоимости составляет около 50%. Соответственно подорожание сырья на 10-20% наполовину увеличивает себестоимость продукции: если на 10% выросла стоимость сырья, то на 5% подорожал конечный продукт», — пояснил он.

При этом наблюдается резкий рост импорта молочной продукции. Отечественные предприятия испытывают сильную конкуренцию с иностранными.

«Также проблема в том, что молочная отрасль в независимой Украине не имела государственной поддержки на модернизацию. Всю модернизацию, обновление основных фондов мы осуществляем или из собственных средств с прибыли, амортизации, или через привлечение кредитных средств. Последние, как известно, в Украине стоят 18-20%, а за границей — 2-3%. То есть в структуре себестоимости мы уже имеем неравные конкурентные условия, если сравнить с европейскими производителями», — добавил Солтис.

Кроме того, украинские торговые сети «монополизировали доступ к потребителю».

«Поэтому они диктуют производителям условия. А не работать с ними тоже невозможно, поскольку они имеют значительный вес. Чем сеть больше, тем сложнее с ней отношения. Наша компания работает со всеми торговыми сетями, хотя не со всеми наши проекты прибыльны. Суммарно бонусы для ритейла по отдельным торговым сетям достигают 30%», — подсчитал директор молокозавода.

При этом, по его словам, предприятие, производящее свежие молочные продукты, не является высокодоходным. 3% — это хороший уровень прибыльности. За счет оборота мы имеем определенную сумму заработанных средств, что дает компании возможность развиваться, выплачивать свои обязательства. Но в 2019 г., можно сказать, что мы ничего не заработали — менее 1%.

«Понимая, что в отрасли есть кризисные явления, мы в свое время начали кооперацию с такими производителями молока, как «Кищенцы», «Перлина Поділля», «Дзендзелевское», «Агропродсервис», «Бучачагрохлебпром». Они поставляют на наш завод молоко экстра-класса, мы платим за него рыночную цену.

Если мы хотим сохранить молочную отрасль (а это и производители, и переработчики молока), нам нужно кооперироваться, открывать карты. Мы говорим о своей прибыльности, сколько зарабатываем. В свою очередь хотели бы, чтобы со стороны производителей тоже было понимание», — объясняет Солтис.

Полноценная кооперация — это когда переработчик и производитель принимают участие не только в распределении прибыли, но и принимают на себя убытки, объясняет он.

«Наши производители молока-сырья готовы к работе с нашей прибылью, но готовы ли они к распределению убытков, которые могут возникнуть в перспективе? Поэтому мы подчеркиваем, что наша кооперация еще неполноценна. Мы пока на этапе притирки, сглаживания острых углов. Мы еще — не кооператив в европейском понимании. Сегодня еще рано говорить, когда это произойдет, должно пройти определенное время, предстоит эволюция сознания и понимания. Наверное, этот кризис в молочной отрасли нас больше сплотит», — прогнозирует директор молокозавода.


AgroPortal.ua по материалам AgroTimes