Актуальность регистрации торговой марки для агробизнеса

12 октября 2016, 10:48 3966
Андрей Николаенко

Как известно, одним из наиболее действенных способов защиты собственного бизнеса от недобросовестных действий конкурентов является получение правовой охраны торговой марка (знака для товаров и услуг).

На рынке действует достаточно жесткое правило: если вы не зарегистрировали собственную торговую марку, которую используете для своей продукции, то кто-то другой рано или поздно сделает это. В таком случае придется потратить немало усилий и ресурсов, чтобы восстановить справедливость и защитить собственный бренд. К тому же компания, которая вовремя не зарегистрировала марку, может потерять как клиентов, так и результаты всех усилий по продвижению своего товара или услуги на рынке, потерять репутацию. Как показывает практика, большинство споров в сфере интеллектуальной собственности возникают именно в результате несвоевременной регистрации обозначения, которое добросовестно использует владелец бизнеса.

Регистрация торговой марки дает возможность защитить ее от подделок и несанкционированного использования. Это очень актуально и для аграрного сектора. К примеру, по данным FAO, объем контрафактных средств защиты растений (СЗР) в Украине в 2015 году вырос до 20-25%, а на розничном рынке — до 80%. В денежном выражении это $200 млн. Представители промышленности считают, что Украина стала своеобразным «перекрестком» каналов распространения поддельных СЗР в страны Евросоюза, где, по данным Европола, растут объемы торговли поддельными и нелегальными пестицидами, а также посевным материалом. Отсутствие правовой охраны торговой марки на территории Украины делает борьбу с подделками фактически невозможной (т.е. без регистрации невозможно запретить несанкционированное использование марки другими лицами, в том числе на фальсифицированной продукции).

Процедура

Процедура регистрации торговой марки довольно длительная и требует специальных знаний. На торговую марку, которая была зарегистрирована с соблюдением требований законодательства, владельцу выдается (сейчас — Государственной службой интеллектуальной собственности) свидетельство, которое действует 10 лет и может быть продлено на этот же срок неограниченное количество раз. Право на получение свидетельства имеет любое физическое или юридическое лицо, объединение лиц. Торговая марка регистрируется относительно конкретных товаров и услуг, сгруппированных согласно международной классификации. После подачи заявки на регистрацию торговой марки ГП «Украинский институт интеллектуальной собственности» (Укрпатент) проводит по заявке экспертизу, которая состоит из двух этапов: формальная экспертиза и квалификационная экспертиза (экспертиза по сути). По результатам квалификационной экспертизы составляется заключение о возможности регистрации торговой марки. Далее, в случае принятия положительного решения по заявке, осуществляется регистрация и публикация сведений о марке в официальном бюллетене, выдается свидетельство. За подачу заявки и выдачу свидетельства и другие регистрационные действия уплачиваются соответствующие государственные сборы и пошлины. Средний срок регистрации торговой марки составляет приблизительно 12-14 мес. Существует возможность ускорения экспертизы и получения охранного документа в более короткие сроки (4-5 мес.). Перед подачей заявки целесообразно провести дополнительный поиск на сходство и тождественность обозначений, чтобы убедиться, что подобные товарные знаки еще не были зарегистрированы или заявлены на регистрацию.

Преимущества

После регистрации государство гарантирует и осуществляет защиту торговой марки с помощью ряда запретительных норм и санкций. Свидетельство дает его владельцу, в частности, право использовать марку, а также исключительное право запрещать другим лицам использовать без его согласия зарегистрированную марку, исключительное право распоряжаться правом на торговую марку (передача права выдавать лицензии и т. п.).

К дополнительным преимуществам регистрации можно отнести возможность последующего внесения торговой марки в таможенный реестр (для предотвращения экспорта/импорта контрафактной продукции на рынок Украины), возможность регистрации домена в зоне «.UA» и тому подобное. Торговая марка —  это юридическая защита, гарантия качества вашего товара и бизнеса, усиление положительного имиджа и престижа, выделения вашей компании и продукции среди конкурентов.

Андрей Николаенко, старший юрист ЮФ AEQUO, адвокат, патентный поверенный

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.