6 азиатских уроков для Украины: как земельная реформа способствует индустриальному развитию

12 декабря 2019, 07:00 5025
Эллина Юрченко

Примеры Японии, Кореи и Тайваня показывают, что удачные земельные реформы были толчком для индустриального развития стран. Вместо этого промедление с проведением земельной реформы в странах Юго-Восточной Азии сдерживает их экономическое процветание. Какие уроки из этого следует вынести Украине, рассмотрим на примерах этих стран.

Целью земельных реформ в Японии, Корее и Тайване после Второй мировой войны было перераспределение земель на основе равенства среди занятого в сельском хозяйстве населения. Особенностью является то, что земельные реформы проводились в послевоенное или военное время, но, несмотря на это, они были комплексными и последовательными. Интересным фактом является то, что земельные реформы в ХХ веке в азиатских странах связаны с этническим украинцем — натурализованным американцем Вольфом Ладежинским, который эмигрировал из СССР в США и был советником правительства США по вопросам сельского хозяйства в Азии. Он провел успешные земельные реформы в 1945 году в Японии, в 1947 году — в Китае и в 1953 году — в Тайване.

Предпосылками земельных реформ в Японии, Южной Корее и Тайване было безземелье селян, большинство людей работали на арендованных землях и платили высокую арендную плату. Урожайность с/х культур, в частности риса, была достаточно низкой, поскольку использовались непроизводительные сорта семян, не вносились удобрения, была не развита мелиорация земель. Страны не могли обеспечить себя продовольствием и были импортозависимыми.

При перераспределении земель новые владельцы получили земельные участки в 3-5 га, а предыдущим владельцам предоставлялась компенсация за конфискованные земли. Все имели небольшую долю капитала и равномерное распределение доходов, разрыв между доходами сокращался. Селяне смогли продавать и закладывать землю, они оставляли себе доходы от продажи с/х продукции, инвестировали в производство, появилось много ликвидных рынков с/х продукции.

В Японии урожайность риса с начала земельной реформы в среднем выросла вдвое. Исчезла потребность в импорте с/х продукции, вместо этого она стала первой графой экспорта. Цены на нее выросли, это было хорошее время, чтобы стать фермером. В Южной Корее сельское хозяйство росло не так быстро, как в Японии. Цены на с/х продукцию были занижены, владельцы ее потребляли сами, поэтому страна стала зависимой от поддержки США. В Тайване в 50-х годах экспорт продуктов питания составлял 2/3 всего экспорта.

В этих странах в сельском хозяйстве было занято 3/4 населения, повысились поступления от налогов. Правительства привлекали инвестиции в развитие с/х инфраструктуры, повышение квалификации фермеров, предоставление им грантов, использование удобрений, высокоурожайных сортов риса, расчистку, террасирование и мелиорацию земель, снижение процентной ставки для с/х кооперативов.

Такие меры способствовали быстрой индустриализации: Япония экспортировала с/х продукцию во весь мир. Успех реформы Мэйдзи заключался в изречении: «Если вы хотите индустриализации, будьте готовы развивать сельское хозяйство». В Японии земельная реформа сделала возможным экономическое развитие с высоким уровнем доходов, а также рост производственных мощностей в сельском хозяйстве. В Тайване сельское хозяйство смогло профинансировать индустриальное развитие государства. В Северо-Восточной Азии внедрение земельной реформы обеспечило рабочими местами селян, доходы фермеров выросли в 2 раза. Средства от сельского хозяйства шли на строительство фабрик. Сельские территории стали стартовыми площадками для многочисленных промышленных предприятий. Люди соревновались на равных условиях и верили, что у них есть шанс на успех. В Южной Корее президент Пак Чон Хи и основатель Hyundai Чон Чжу-ён были сыновьями фермеров, в Тайване промышленный магнат Ван Юн-чин из Formosa Plastics Group был сыном фермера, как и многие другие предприниматели из его поколения.

Несмотря на успешность реформ в Японии, Южной Корее, Тайване, все они были успешными до определенного момента и впоследствии начали терять свою эффективность. В этих странах произошло перераспределение земель, обеспечив селян рабочими местами и доходами, финансами, которые пошли на технологическое развитие страны. Однако эти страны так и не смогли перейти к большому фермерству и высшей специализации. Это вызвано дотациями для малых ферм, которые заменили собой социальные программы. Поэтому фермеры не желают приобретать новые земли и консолидировать их. Прямые субсидии сельского хозяйства в Японии и Южной Корее составляют более 1% ВВП. Потребительские цены в Японии на 60% выше, чем в мире, что также связано с государственной политикой поддержки малых фермеров. Так, в Токио 1 яблоко может стоить $5, а 10 ягод клубники — $10.

В отличие от стран Северо-Восточной Азии, в таких странах Юго-Восточной Азии как Филиппины, Таиланд, Индонезия так и не удалось провести комплексные земельные реформы. Среди азиатских стран на Филиппинах разрабатывалось больше всего планов земельной реформы, и нигде в Азии правящая элита так не уклонялась от земельной реформы, как на Филиппинах. За период с 1900 по 1986 год было перераспределено только 4% пригодных для возделывания земель. С 1988 года Всесторонняя аграрная программа реформ все еще внедряется. По состоянию на 2006 год были перераспределены 300 тыс. га земли — 5% площади, которая подпадает под реформу, и 2,5% всей пригодной для обработки земли. В стране, где пригодной для возделывания является 1/3 территории, 8,5 млн из 11,2 млн селян являются безземельными, люди в селе живут на грани бедности, урожайность низкая.

В Таиланде Акт земельной реформы 1975 года имел почти нулевой эффект. Кроме дренажных систем, правительство почти не предоставило поддержки для рисовой экономики. Без новых технологий и доступа к капиталу отрасль превратилась в наиболее низкотехнологичную, низкоинтенсивную и низкоурожайную в Азии. В Индонезии перераспределение земель не было завершено. Чуда не произошло, урожаи были низкими. Хотя правительство дало поддержку на удобрения, семена, инфраструктуру, оно не давало результата без земельной реформы.

В Украине земельная реформа началась в начале 90-х годов и имела такую же цель, как и в азиатских странах — передача земель в собственность селянам. Однако далеко не все владельцы с/х земель начали самостоятельно хозяйствовать и передали их в пользование другим лицам. В условиях моратория на отчуждение с/х земель, который продолжается до сих пор, и затягивания земельной реформы в Украине все же сформировались крупные, средние и малые с/х товаропроизводители, которые арендуют земли, а сельское хозяйство в целом является конкурентоспособным в мире. Но без завершения земельной реформы и без предоставления возможности всем землепользователям приобрести земли в собственность ограничивается доступ кредитных ресурсов и привлечения инвестиций в орошение земель, в переработку с/х продукции, в развитие виноградарства и садоводства, внедрение и развитие инноваций в сельском хозяйстве.

Опыт азиатских стран в проведении успешных и не совсем земельных реформ имеет ценные уроки для Украины, а именно:

1. Целью реформы должно быть обеспечение собственностью на землю лиц, которые заинтересованы в ее возделывания.

2. Земельная реформа должна быть комплексной и не затянутой во времени.

3. Каждая реформа имеет свой период эффективности.

4. Земельная реформа должна сопровождаться государственными инвестициями в с/х инфраструктуру, орошение, удобрение, с/х образование, поддержку фермерства.

5. Поддержка фермеров должна действовать до момента, когда они станут конкурентоспособными, и не более.

6. Развитое сельское хозяйство является предпосылкой индустриального развития страны.

Эллина Юрченко, эксперт по земельным вопросам УКАБ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.