logo

События

Как выжить в новой эре агропроизводства? ТОП-5 тенденций

Как выжить в новой эре агропроизводства? ТОП-5 тенденций

События 09 июля 2020. 06:36 2146

Изменения климата, рост населения планеты, поиск эффективных технологий выращивания и увеличение маржинальности — это те факторы, которые сегодня видоизменяют и двигают агробизнес вперед. Об адаптации к современным реалиям, тенденциях ближайшего будущего в сельском хозяйстве и новых подходах представители ведущих украинских агропредприятий рассказали в рамках конференции «Quo vadis, Агро?».

Здоровье человека становится в центре агрополитики

Вопросы экологии, сохранения биоразнообразия заставят сельхозпроизводителей менять технологии и подходы. Это будет очень дорого и болезненно, но если мы не начнем об этом думать, то наша продукция через 10 лет никому не будет интересна.

Алекс Лисситса, президент УКАБ, генеральный директор ИМК

Почему и аграрная политика, и сельскохозяйственное производство на сегодня — это прежде всего о здоровье людей? Потому что этого требует общество.

Все факторы, начиная от загрязнения воздуха, наличия пресной воды и доступа к ней, потребления качественных и безопасных пищевых продуктов, использования химических добавок, ветпрепаратов и т.д., тесно связаны со здоровьем человека и являются неотъемлемой частью самой аграрной политики, а соответственно и производства.

«Кризис Tönnies» в Германии является ярким подтверждением этого, ведь в стране развернулся не просто скандал, развернулась живая дискуссия о том, каким образом изменить саму систему мясоперерабатывающей отрасли, чтобы выращивать, перерабатывать и потреблять продукцию животного происхождения без вреда для здоровья человека.

Нашей проблемой является близорукость политики, мы не можем принять ни одну политическую программу, которая просуществовала хотя бы 5 лет. Наше будущее будет зависеть от того, насколько консолидированно будет принята общая концепция развития.

В Украине достаточно и земли, и возможностей, чтобы реализовывать продукцию, которая была бы востребованной на международных рынках с большой добавленной стоимостью. Для этого нужно понимать, куда мы движемся, и ориентироваться на европейские и мировые стандарты и воплощать их.

Максимальная цифровизация всех земельных процессов

Земельная реформа — это национальная инфраструктура геопространственных данных, когда мы формируем Big Data, где собраны земля, вода, леса, недра. И каждый украинец в режиме реального времени может посмотреть, где находится земельный участок, что на нем выращивается и сколько за него платится налогов.

Роман Лещенко, глава Госгеокадастра Украины

Земельная реформа должна привести нас к понятным правилам игры и завершить жизнь страны в «кривом зеркале». Суть земельной реформы сводится к довольно простым вещам — наведению элементарного порядка в земельных отношениях.

Мы должны четко определить три базовые вещи, без которых ни одна нормальная страна не может развиваться: установить юридический факт того, что земля является объектом купли-продажи; максимально цифровизировать все земельные процессы; детенизировать рынок земли — это когда каждый гектар украинской земли должен облагаться налогом и быть занесен в Публичную кадастровую карту.

Наша задача — передать общинам, провести учет, вывести все в цифру и благодаря максимально современным IT-технологиям наполнить реестр данными. Уже идет работа над созданием Аграрного реестра. Это будет единая база с возможностью регистрации тем, кто хочет работать официально, и мы получим объективные данные по количеству единоличников, земли, пайщиков. Разрубить гордиев узел можно только благодаря публичности и открытости.

Сельское хозяйство в Украине уже в локомотиве, мы не уступаем технологиями, и все, что нужно сделать — те технологии, которые уже есть сейчас, максимально насытить переработкой, дополнительной стоимостью на всех этапах сельскохозяйственного производства. При таких условиях уже через 5 лет будет абсолютно автоматизированное производство: тракторы будут работать без механизаторов, дроны будут обрабатывать поля фунгицидами, ирригационные системы будут работать исключительно по датчикам в зависимости от силы ветра и влажности воздуха. Верю, что агро может дать мультипликатор не сырьевой на 25 млрд, а увеличить этот показатель в 10 раз, и через аграрный ВВП мы сможем рефинансировать все остальные отрасли. То есть, через 5 лет за счет земельной и аграрной реформы мы сможем быть в фарватере и локомотивом для всего мира.

Стратегия дифференциации и развитие онлайн-продаж

LNZ Group выбрала модель полной дифференциации бизнеса и в дальнейшем будет развиваться в этом направлении. Кроме сельского хозяйства, компания имеет некоторые наработки в пищевых технологиях, ягодный бизнес, eCommerce и будет продолжать эту экспансию. Кроме этого, 80 тыс. га, которые обрабатывает сейчас компания, — это не предел.

Юлия Каменева, директор по маркетингу LNZ Group

Год назад у нас появился онлайн-магазин, и уже сейчас мы видим невероятный прирост продаж через интернет. Всегда есть проблема с точки зрения маркетинга достучаться до небольших клиентов, поскольку такой контакт стоит значительно дороже по сравнению с крупным клиентом. Поэтому мы ежедневно работаем над поиском и разработкой новых инструментов.

Однако агропромышленный рынок в Украине достаточно консервативный в определенной возрастной категории, и есть фермеры, которым никогда ничего не заменит контакта тет-а-тет. В то же время подрастает молодое поколение фермеров, которые уже по-другому выстраивают коммуникации и взаимодействие с партнерами.

Поэтому мы стремимся развивать сразу три сегмента работы с сельхозпроизводителями — полностью онлайн-продажи и консультации, гибридная модель — когда при онлайн-заказе возможно консультирование с выездом специалиста и на 100% общение с клиентом лицом к лицу.

Конечно, доля онлайн-продаж в Украине будет расти, поскольку у нас страна очень прогрессивная в сфере агро, и соответственно мы все больше и больше переходим в онлайн-модель.

Будущее за интенсивными и высокомаржинальными культурами

В ближайшие 10 лет плодово-ягодный сектор будет перспективным направлением в Украине, поскольку по всем показателям эти культуры выгоднее, чем зерновые. Будущее за интенсивными и высокомаржинальными культурами.

Тарас Баштанник, генеральный директор ООО «Украинская ягода»

Мы начали заниматься ягодами в 2012 году, и это было бизнесовое решение. В то время было мало производителей, а сегодня Украина занимает уже видное место в мировых рейтингах по производству ягод. Хотя в выращивании голубики нам еще далеко до показателей Польши и Испании, ведь в Украине эту ягоду выращивают примерно на 3 тыс. га, в Польше — на 15 тыс. га, в Испании — на 24 тыс. га. Учитывая, что это продукт короткого срока хранения, мы конкурируем на самом деле только с теми странами, у которых ягодный сезон климатически совпадает с Украиной, — Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия.

В последнее время украинские производители стали довольно конкурентными на мировых рынках, у нас много ягодных хозяйств, которые не уступают, а иногда и превосходят с точки зрения технологий европейских производителей. Также в Украине присутствуют разнообразные климатические зоны, соответственно сезон свежей ягоды очень растянут, и можно обеспечивать поставки с мая по октябрь.

Так что нам нужно идти дальше в интенсификацию производства, развивать ягодоводство и переработку — это всегда добавленная стоимость.

В Украине свою нишу найдут как фермеры, так и агрохолдинги

Если правильно выстроить структуру, то место в агропромышленном комплексе Украины найдется для всех: и мелких фермеров, и средних сельхозпредприятий, и холдингов. Но при этом каждый должен выбрать путь, по которому он идет.

Сергей Кравчук, генеральный директор Gals Agro

Gals Agro сегодня заходит в многолетние проекты, многолетние насаждения, биогаз. Основные направления, которые сегодня работают, — свиноводство, индейководство. Время покажет, как эти отрасли будут развиваться в дальнейшем, но диверсифицированный холдинг всегда имеет свободу маневров, которые можно скорректировать под вызовы не только украинского, но и мирового рынка.

Сегодня в Украине нужно выстроить рынок земли, чтобы компании и фермеры могли заходить и инвестировать в многолетние насаждения. У нас самый большой в Европе высокоинтенсивный яблочный сад, где CAPEX составляет 55 тыс. евро/га.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги