logo

События

Агрохимикам теории маловато — им практику на терминале подавай Источник фото: AgroPortal.ua

Агрохимикам теории маловато — им практику на терминале подавай

События 04 октября 2017. 07:08 830

AgroPortal.ua побывал на производственных мощностях группы терминалов «Трансинвестсервис (ТИС)» вблизи порта Южный в Одесской области вместе с участниками Пятого Агрохимического форума.

Форум организовало информагентство «Инфоиндустрия», собрав представителей 150 агрохимических и аграрных компаний со всех регионов Украины.

«Когда бы еще мы смогли оценить возможности перевалки продукции на таком современном новом терминале»! — посетители мероприятия не скрывали своего восхищения от увиденного.

Участники Odessa Agrochem Forum 2017 анализировали нелегкий сезон и потенциал рынка удобрений, искали альтернативы дефицитам, думали, что противопоставить сегодняшним вызовам. А вот второй день работы посвятили осмотру припортовой инфраструктуры «Трансинвестсервис», в частности его подразделения «ТИС-Минудобрения».

Фото: Инфоиндустрия
Фото: Инфоиндустрия

Мощности ТИСа

На «ТИС-Минудобрения» хозяйничает человек четкий и масштабный — директор Николай Спатарь. На его глазах развивался терминал, поэтому рассказывает обо всем с любовью, как о семейных ценностях. С самой высокой точки терминала показывает близкий порт Южный и емкости аммиака и карбамида из соседнего Одесского припортового завода. Не забывает рассказать: «В наш канал порой заплывают дельфины, рыбу загоняют — великолепное зрелище».

Вся группа терминалов с начала года в целом перевалила свыше 18,5 млн тонн грузов. В канале, который некогда имел глубину 5-6 метров и принимал лишь мелкие суда, теперь обеспечена 14-19-метровая глубина. Поэтому есть возможность принимать и крупнотоннажные Panamax, один из них как раз загружался украинской пшеницей.

Кстати, символом ТИС является огромный робот, которого невозможно не заметить на подъезде к терминалу. Фотографируемся возле него на память и мы. Логотипы всех подразделений группы компаний расположены в разных частях этого трансформера, изготовленного из старых машин терминала. «ТИС-Минудобрения» — у него на сердце», — не без гордости замечает Николай Спатарь.

Фото: AgroPortal.ua
Фото: AgroPortal.ua

ТИС уже имеет и еще расширяет разветвленную железнодорожную сеть, где могут одновременно находиться до полутора тысяч вагонов. Наличие широкой железнодорожной системы, удобных подъездов Николай Спатарь называет жизненно необходимым, говорит, это как кровеносные сосуды. Продолжается строительство дополнительной, Восточной железнодорожной станции.

Видим контейнеры известных мировых логистических компаний, готовые для транспортировки различные виды глины, руды. ТИС избран и как дополнительная площадка для приема угля. Недавно за рекордные сроки был построен склад для хранения арматуры под индивидуальный заказ арабского рынка.

Примеров ловкости местных умельцев у Николая Спатаря много. Показывает новейший зерновой склад. Рассказывает, что его реконструировали из старого на 15 тыс. тонн, вдвое увеличив объемы при том, что перерыв в работе был всего три недели. И все благодаря тому, что меньшее помещение просто накрыли арочным складом, зашили и потом внутренний разобрали.

Фото: Инфоиндустрия
Фото: Инфоиндустрия

Значительной экономии средств достигли также, когда самостоятельно реконструировали прыткий импортный вагонотолкатель. Вместо €200 тыс. на новый агрегат потратили только 80 тыс. на электроприводы и необходимые детали. От «немца» оставили разве что корпус, а технологическую схему разработали силами своих специалистов, собрали. Теперь автоматическое чудо легко толкает 20-25 вагонов, имеет автосцепки, при необходимости замедляется, останавливается, управляется лишь оператором на базе. «Две такие машины работают, обслуживая вагоны с удобрениями и зерном. Если бы использовали локомотивы, то затрат и проблем было бы значительно больше», — уточняет директор.

Сейчас у ТИСа есть 4 зерновых склада на 180 тыс. тонн, и планируется удвоить эти мощности. Видим на складе приготовленный для загрузки рапс. «Не ГМО, — подчеркивает директор. — Это заказ из Франции. Европа преимущественно строго относится к ГМО-контролю. Поэтому анализы мы делаем на всех этапах. ТИС имеет собственную специализированную лабораторию. Кроме того, на территории терминала работает и независимая швейцарская лаборатория, которую заказывают особо требовательные потребители».

Лучшим в отношении зерна был 2016-й с 2,2 млн тонн. Сейчас на ТИС везут различные зерновые грузы, которых отгрузили с начала года уже 1,448 млн тонн. Николай Спатарь гордится, что предприятие достигло мировых стандартов перевалки. Погрузчик минудобрений может загрузить 1200 тонн в час, а два зерновых — 1,5 тыс. тонн в час каждый. Судно емкостью 60 тыс. тонн загружается в течение суток. Не было случаев, чтобы ТИС платил штрафные санкции за нарушение сроков погрузки. Клиенты выбирают этот терминал благодаря наличию удобных складов и возможности быстрой обработки грузов, в том числе, кстати, и автомобильных.

Для минудобрений используют склад на 40 тыс. тонн. К сожалению, сегодня химпродукцию поставляет только одно предприятие — «Днепразот», которое ни разу не останавливалось. Остальные производители из-за обвала внешних цен перешли на внутренний рынок. Больше всего минеральных удобрений ТИС перевалил в 2011 году, это было 3,5 млн тонн. В нынешнем — пока только 217 тыс. тонн.

Рынок в режиме переформатирования

Ситуация на терминале подтвердила общие тенденции, которые обсуждались во время Одесского агрохимфорума. То, как выживала агрохимическая отрасль после нынешней весны, даже называли подвигом.

«Наш рынок должен был вступить в фазу переформатирования», — обобщает руководитель компании «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук. Появилось убеждение в том, что заменить монополиста есть кем. Игроков на рынке стало больше, продукция теперь более равномерно распределяется по стране. Актуальными остаются проблемы с нехваткой железнодорожных вагонов, трудности с регистрацией и хранением.

Фото: Инфоиндустрия
Фото: Инфоиндустрия

«Вместо классических схем «купи-продай» начинают работать другие, более сложные отношения, — говорит Дмитрий Гордейчук. — На рынок существенно влияют уровень логистики, финансовое состояние аграриев, мировая конъюнктура. В этих условиях выиграет тот, кто обеспечит конкурентный по цене и качеству товар». «Переформатирование нашего рынка связано также с тем, что на нем могут появиться в больших объемах грузинские, болгарские, казахские и узбекские азотные удобрения, — уточняет эксперт. — Рынок готов к новым продуктам, к экспериментам ради повышения эффективности. Аграрии охотно покупают новинки, причем, более дорогие, чем привычные удобрения. К ним относятся и сульфат магния, и различные растворимые NPK, и фосфорные быстрорастворимые, и карбамид гранулированный с покрытием, и многие другие».

Участники форума выразили надежду, что отечественные заводы постепенно войдут в привычный ритм работы.

Свои проблемы обсудили трейдеры, пытались найти общие решения, обменивались опытом, прислушиваясь к выводам аналитиков. К примеру, коммерческий директор ООО «Одесса Агрохим» Елена Бойко признала: никогда бы раньше не поверила, что их компания будет импортировать КАС морем. Впрочем, эксперты прогнозировали такой импорт этого продукта еще 5 лет назад. В 2017 году морем его ввезли более 50 тыс. тонн из Египта и Румынии. Увеличение импорта называют стимулом для строительства хранилищ, развития других элементов инфраструктуры рынка.

Фото: Инфоиндустрия
Фото: Инфоиндустрия

Если раньше трейдеры в основном работали «с колес», то теперь начинают накапливать запасы. Дмитрий Гордейчук называет цифру 1 млн тонн переходящих остатков на 2017 год. Таким образом бизнес реагирует на транспортные трудности. Трейдеры применяют тактику организации небольших хранилищ в большем количестве регионов, чтобы продукция была как можно ближе к потребителю.

Аналитики тщательно изучают опыт украинского трейдинга, его динамику, которую можно оценить по объемам применения удобрений. В частности, «Инфоиндустрия» приводит данные о том, что в прошлом году рынок использовал более 5 млн тонн удобрений. И довольно скоро этот показатель может реально достичь 6 млн тонн, что подтверждает успех трейдеров, которые смогли найти выход из кризисных ситуаций. Рынок постепенно восстанавливается после лихорадки, связанной с остановкой отечественных заводов-производителей.

Фото: Инфоиндустрия
Фото: Инфоиндустрия

Кроме анализа рынка агрохимической продукции и осмотра новинок, на форуме шла речь о соблюдении санитарного законодательства во время хранения и применения пестицидов и минеральных удобрений.

Отдельная сессия Odessa Agrochem Forum 2017 была посвящена реальным возможностям и предложениям удобрений для Украины, поискам альтернатив дефицитам. Например, эксперт внешнего рынка минеральных удобрений Михаил Саницкий рассказал об изменениях на мировом рынке азотных удобрений и высказал неожиданную мысль о превращении Черноморского региона из мирового поставщика удобрений в получателя.

Фото: Инфуиндустрия
Фото: Инфуиндустрия

В других выступлениях также говорилось о преимуществах жидких комплексных удобрений на основе полифосфатов, об эффективности использования биостимуляторов, в целом о новых подходах к питанию растений, применению доломитов в земледелии. Докладчики говорили о полезности микрогранулы как следующего этапа в развитии рынка удобрений, вспоминали о биодеструкторах как обязательном элементе современных аграрных технологий.


Ирина Садовая, AgroPortal.ua

Новости

Показать все

Блоги