logo

Личный взгляд

Яблочный путь: украинские производители идут за лучшей ценой в Азию

Яблочный путь: украинские производители идут за лучшей ценой в Азию

Личный взгляд 08 октября 2018. 06:05 1509

В Украине продолжают собирать урожай яблок поздних сортов и реализовывать осенние яблоки, которые не предназначены для длительного хранения. Из-за перепроизводства этого фрукта в Украине и Польше в странах ЕС цены снизились вдвое. Поэтому украинские производители решили осваивать далекие, но привлекательные по цене азиатские рынки.

Ограниченный импорт и своеобразные предпочтения

Рассказывая об опыте исследования рынков различных азиатских стран, директор Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Федор Рыбалко отмечает, что у каждой из них есть свои предпочтения. Например, Гонконг имеет высокий уровень потребления яблок, и этот индекс потребления продукции подтвержден высоким доходом населения.

«Гонконг имеет определенную независимость от Китая в части таможни, и такая автономность ежегодно позволяет импортировать туда 160 тыс. т яблок. Конечно, большая часть — китайское яблоко. В свою очередь Китай, несмотря на то, что является крупнейшим экспортером яблока в мире, экспортируя 1,2-1,5 млн т в год, тоже импортирует яблоко, но небольшими объемами и исключительно премиального сорта — до 60 тыс. т в год», — рассказывает Федор Рыбалко.

По его словам, между Китаем и Индией огромная разница, и неформально эти страны конкурируют между собой. Кроме того, они имеют очень существенные потребительские различия.

«Для китайцев самой важной кондицией в яблоке является хрустящесть и сочность, а вот для индусов самое главное — сладость фрукта. Индия импортирует 330 тыс. т яблок в год, и цена за 1 кг яблок составляет $4-5. Хотя Индия и повышает ввозные пошлины на отдельные виды товаров, но в ближайшие 5 лет эта страна будет крупнейшим рынком для экспорта яблок», — констатирует Федор Рыбалко.

Среди стран, на которые можно ориентироваться украинским производителям, может быть Вьетнам, который импортирует 153 тыс. т яблок в год, и Бангладеш с объемом рынка импортируемого яблока в 234 тыс. т в год. Кстати, в Бангладеш импортируют самое маленькое по размеру яблоко, которое в Украине отдают на переработку. Стоимость на рынке — $0,7-0,8 за 1 кг яблок.

В целом в УПОА советуют украинским производителям яблок задумываться над увеличением экспорта и расширением географии рынков, ведь уровень внутреннего потребления будет снижаться.

«Сейчас производители получают 70% от розничных цен, но возможно, что в Украине станет как в Европе — закупочные цены от розничных будут отличаться в три раза», — отмечает Федор Рыбалко.

Как тройной эффект повлияет на яблоки

Экономист инвестиционного центра ФАО Андрей Ярмак отмечает, что на продовольственные рынки влияет так называемый «тройной эффект», который заключается в том, что в развивающихся странах есть три фактора: новые потребители (численность населения в мире растет); урбанизация (больше людей переезжают жить в города); уменьшаются объемы производства и увеличивается потребление. Несмотря на это, темпы роста в развивающихся странах нужно умножать на три, учитывая не только уровень демографического роста, но и уровень доходов населения.

«К 2050 году население Земли вырастет на 2,3 млрд, и самый быстрый рост ожидается в Африке. Однако именно Юго-Восточная Азия обеспечит высокий прирост импорта продовольствия, потому что там практически нет возможностей для расширения собственного производства, но при этом уровень жизни и уровень экономического развития значительно выше, чем в Африке. Именно поэтому приоритетным направлением для тех компаний, которые нацелены на динамичное развитие, должен стать этот регион. Нам подходит Южная Азия. При этом Центральная Азия будет для Украины в ближайшее время одним из крупнейших конкурентов с точки зрения поставок плодоовощной продукции», — объясняет Андрей Ярмак.

                                             Где рождаются новые потребители

Сегодня же для украинской плодоовощной продукции крупнейшим рынком сбыта является Европа. Эксперт отмечает, что ЕС остается мощным игроком, но его доля уменьшается за счет роста потребления в странах Азии.

По информации Андрея Ярмака, среднегодовые темпы роста импорта фруктов и овощей в Африке составляют 8%, в Азии — 11,4%.

«Если эти показатели перевести в объемы, то ежегодно Азия потребляет на $3,8 млрд больше плодоовощной продукции. А из Украины экспортируется этой продукции примерно на $100 млн. Например, один из крупнейших импортеров в Индонезии в течение недели покупает больше яблок, чем Украина экспортирует в год. В Индонезии даже есть квоты на импорт яблок, ведь этот фрукт там очень популярен. Если бы этой стране разрешили покупать без ограничений яблоки, то через несколько лет Индонезия стала бы крупнейшим импортером в мире», — отмечает Андрей Ярмак.

Участники торговых миссий в страны Азии, которых в этом году уже было три, рассказывают, что в Индонезии даже в отдаленных небольших поселениях в местных магазинах есть холодильники с охлажденными яблоками производства Китая и стоимостью $10 за 1 кг.

                   Темпы роста импорта фруктов и овощей в разрезе частей мира в среднем за год, %

Что касается цен, то Андрей Ярмак рассказал, что розничные цены на яблоко в Азии в среднем в 5 раз выше, чем в ЕС, и в 20-30 раз выше, чем в Украине. Но при этом формирование цены происходит по-другому. В Сингапуре, например, является нормальной ситуация, когда производитель получает 10% от розничной цены.

Эксперты убеждены, что Украина не сможет быстро — в течение ближайших 2-3 лет — нарастить экспорт яблок в Азию, но это стратегически перспективный рынок для украинских производителей.

                        Темпы роста импорта фруктов и овощей в разрезе частей мира

Польское яблоко в Азии украинскому не конкурент

В этом году в Польше, в результате рекордного производства яблок, они реализуются по критически низкой цене, а спрос на них на внешнем рынке продолжает падать. По словам эксперта Департамента экономического анализа банка PKO BP Мариуша Дзивульского, польские экспортеры перестали развивать каналы сбыта, и экспорт польских яблок в Китай в сезоне 2017/18 составил всего 1 тыс. тонн.

По информации эксперта, в сентябре 2018 года цена на десертное яблоко в Польше снизилась более чем наполовину по сравнению с 2017 годом и побила рекорд за последние 15 лет средней отметки — 0,81 zl/kg (0,19 EUR/кг). А уже на конец сентября в некоторых регионах Польши можно было найти предложения десертного яблока по цене 0,4 zl/kg (0,09 EUR/кг).

Мариуш Дзивульский скептически настроен относительно возможностей польского яблока на рынках Дальнего Востока.

«Несмотря на снижение урожая яблока в Китае, в этом сезоне я не считаю, что экспорт польского яблока может существенно возрасти за счет рынков Дальнего Востока. Прежде всего потому, что мы так и не разработали логическую и системную модель сотрудничества с этими рынками, а также нам все еще очень трудно адаптировать свою продукцию к потребительским требованиям и предпочтениям этого региона», — отмечает эксперт.

Опыт украинских производителей

Агропромышленная компания «Маис» одна из первых начала возрождение в Украине промышленного садоводства. Её саду в Чигиринском районе на Черкасчине уже более 10 лет, и его общая площадь сегодня составляет 170 га.

Как рассказал директор департамента садоводства компании «Маис» Александр Самойленко, здесь выращивают 18 сортов, но основных — 13: Чемпион, Бребурн, Гала, Голден Делишес, Гренни Смит, Джонаголд, Луна, Орион, Ред Топаз, Ренет Симиренко, Розела, Сириус, Фуджи Бени Шогун.

«В прошлом году к своему саду добавили еще 6 га. На новой площади применена плотная схема посадки, где на 1 га размещено 3570 деревьев. Посадили сорта Иона принц и Голден.

Уже в этом году собираем с этой части первый урожай. Что касается сбыта яблок, то в общей структуре экспорт составляет 12%, что составляет 1000 т, которые экспортируем в страны ЕС, на внутренний рынок приходится 84%, и еще 4% продукции поступает на собственную переработку», — рассказывает Александр Самойленко.

В этом сезоне в «Маис» планируют собрать более 8 тыс. т яблок, реализуют фрукты нового урожая по цене 7,5 грн/кг — 1-й сорт и 10 грн/кг — высший сорт.

«Сады Днепра» — сравнительно молодая, но амбициозная компания, которая к концу 2018 года уже будет иметь 100 га яблоневого сада.

Руководитель компании Александр Пахно рассказывает, что с самого начала сорта яблок подбирали, отталкиваясь от того, какие в мире самые популярные, на какие рынки с этими сортами можно выходить, ну и, конечно, учитывали урожайность.

На одном гектаре яблоневого сада находится 2857 деревьев, в общем выращивают 6 сортов: Гала, Голден, Гренни Смит, Пинова, Фуджи и Ред Делишес.

Все собранные в «Сады Днепра» яблоки 100% экспортируются.

«Выращенные яблоки экспортируем в Великобританию, Швецию, Францию, Арабские Эмираты, Малайзию, Индонезию, Сингапур. Работать как на рынках ЕС, так и Азии одинаково сложно, ведь стандарты качества довольно высокие. Правда, есть различия в предпочтениях: например, яблоки сорта Голден непопулярны в азиатских странах», — делится опытом Александр Пахно.

Цена на яблоки на внутреннем рынке ощутимо отличается от экспортной. Если яблоки премиум-класса в Украине можно продать за 10 грн/кг, то «Сады Днепра» продают яблоки в Европу за 0,7 евро/кг, а в Азию — 1 $/кг.

Советы производителям от экспертов

Андрей Ярмак, экономист инвестиционного центра ФАО

С азиатскими странами можно торговать, если там находиться физически. Одному производителю даже не стоит начинать там дело, нужно кооперироваться и вместе завоевывать азиатский рынок. При этом нужно иметь в виду, что минимальный годовой бюджет для скромного промо продукции или бренда должен быть в пределах 3 млн грн. Ведь большой ошибкой некоторых компаний при выходе на новые рынки является то, что они не закладывают в бизнес-план расходы на маркетинг. Также на азиатском рынке стоит делать store promotion, поскольку там есть понимание понятия «эмоциональная привязка».

Федор Рыбалко, директор Украинской плодоовощной ассоциации

Важным трендом для Азиатского региона является изменение формата потребления свежей продукции. Урбанизация и очень высокая плотность населения уменьшает количество времени на походы в магазин и закупку продуктов. Поэтому там быстрыми темпами растут различные онлайн-сервисы по доставке продукции, и производителям следует учитывать, что розничная торговля в азиатских странах будет меняться. Возможно, следует рассматривать онлайн-торговлю в азиатских сетях супермаркетов.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги