logo

Личный взгляд

Скорость улитки: рынок ежегодно увеличивается в десять раз

Скорость улитки: рынок ежегодно увеличивается в десять раз

Личный взгляд 09 августа 2019. 06:45 1111

Украинские фермеры способствуют тому, чтобы в рестораны и торговые сети Украины и Европы попадали только качественные улитки. Официальный рынок производства моллюсков определенных пород в Украине ежегодно увеличивается в 10 раз. Специалисты и практики уверены, что этот процесс будет продолжаться.

Улитки «подпрыгнули» и обещают долго не падать

«Все потому, что наш бизнес стартовал фактически с нуля, — объясняет председатель общественной организации «Украинская ассоциация производителей улиток» Роман Репко. — В Украине раньше такой продукт не ели и не производили. Теперь новым фермерам стал нужен материал для начала бизнеса. Объемы улиток резко увеличились. Стал возможен резкий скачок. Кто решился на новое дело, почувствовали реальную выгоду. Пока не вижу причин, чтобы тенденция менялась».

Дополняют Романа и в компании Tante Snails: говорят, что огромный европейский рынок потребления улиток заполнен едва ли на 60%. Особенно в Италии, Испании, Франции их охотно едят уже более 20 лет, но пока так и не могут удовлетворить всех потребностей. С аппетитом смотрят на этот продукт и азиаты.

Цена на моллюска никогда не «проваливалась» даже в кризисные годы. Он сейчас продается по 3,30-3,50 евро/кг, что выгодно для производителей. Фермеры утверждают: правильно организованный бизнес окупается уже на протяжении первого года. Вкладываете гривни, а в результате можете получить евро.

Начали с собственной кухни

Компания Tante Snails из Львовщины начинала с собственного ресторана во Львове и хотела оригинально разнообразить меню, найти, так сказать, особое блюдо, которое сделало бы заведение уникальным. Предложили посетителям улиток — пошли на отлично! Но быстро разочаровались в поставщиках-собирателях. Хотели прогнозируемого количества и главное — качества моллюсков. Поэтому решили самостоятельно выращивать определенные породы и на отборном корме. После учений в Европе организовали ферму под Буском — с участками, холодильником, складами.

Источник фото: Tante Snails
Источник фото: Tante Snails

Соучредитель компании Tante Snails Андрей Дзюбан уверен, что даже мелкие, но добросовестные производители улиток, единоличники имеют перспективу благодаря тому, что тренд на экзотическое блюдо устойчивый и продолжает расти: «Можно выращивать моллюсков для своего ресторанчика, кафе, магазина. Смогли же устрицы, на которых еще лет 5 назад и намека не было, стать популярными. С улитками то же самое. Лаконичные гастроформаты, основанные на одном продукте и напитке, сейчас очень популярные, ходовые».

Для оптимального начала бизнеса советуют обустроить улиточную плантацию на 30 сотках. Это площадь, которую может контролировать один человек. Ее легко расширить в следующем же сезоне еще на 15 соток.

В Украине уже закрепились два вида улиток. Большинство выбирает породу Helix аspersa Muller, более известную как маленькая серая улитка. У неё нежный вкус и приятная текстура мяса. К тому же без особых проблем вырастает на поле за 1 сезон: с марта по октябрь.

Через собственные ошибки к франшизе

«Разведение улиток не является сложным делом, но мы все же умудрились допустить кучу ошибок, из-за которых в первый сезон собрали вполовину меньше запланированного урожая», — признаются в Tante Snails.

Во-первых, высадили улиток только в одном из углов, надеясь, что они расползутся сами. Но ленивые существа не доползли до равномерно высаженного для них салата.

Во-вторых, не придали значения размеру фракций сухого корма, из-за чего улитки иногда не могли физически осилить большие куски.

Кроме того, допустили скачок напряжения в здании, где весной созревал репродуктор. Это могло стоить потери большого количества будущих улиток-малышей, которые не выдержали низкой температуры в течение суток.

«Мы любим свои ошибки, потому что, преодолевая их, мы стали сильнее», — говорят в компании. Мало того, не просто откорректировали свое производство, но и решили делиться опытом с партнерами. Консультирование переросло в еще один сопутствующий бизнес. Работают с фермерами-новичками на аутсорсе, а также продают франшизу на выращивание фирменной продукции.

Варианты роста и конкурентные преимущества

Расти на улиточном рынке можно разными способами.

Один из них — брать в аренду или покупать землю под ферму и самостоятельно выращивать моллюсков вручную.

Второй — масштабироваться вместе с партнерами.

Если иметь амбиции на большие объемы, тогда вложения в землю, рабочую силу, логистику окупятся только через 5 лет.

А вот Tante Snails предлагают вариант стратегии развития рынка улиток в Украине путем фермерских объединений. Тогда производство удешевляется, и все участники процесса получают быструю и лучшую прибыль.

Компания обеспечивает своих партнеров племенным молодняком и подписывает договор, по которому гарантирует в конце сезона выкупить весь урожай для дальнейшей совместной реализации.

В прошлом году начинали с объединения с 9-ю партнерами. Теперь их более 50. Все первые партнеры увеличили свои участки и продолжают начатый бизнес.

Прогнозируется, что участников такого фермерского объединения и в дальнейшем будет становиться больше. Ведь есть очевидные преимущества. Скажем, не надо тратиться на репродуктивный цех — дешевле заплатить за пользование. Строительство большого холодильника обошлось Tante Snails в 10 тыс. евро. В нем создан специальный микроклимат, чтобы маточное поголовье комфортно перезимовало. Места для хранения в нем еще хватит на многих. Партнеры платят по 1 евро за зимовку килограмма репродуктора.

Есть также калибровочная машина, которая за несколько часов может разделить на фракции по размеру ракушки 10 тонн улиток. За 40 тыс. евро приобрели в Италии профессиональную машину для сбора слизи. Она портативная, поэтому можно ездить по хозяйствам партнеров и собирать ценное сырье.

Не ошибиться на старте

Практики предупреждают, что существует два типа репродуктора, из которого собственно начинается улиточный бизнес. Качественное маточное стадо, готовое к спариванию, собирается вручную ежедневно в течение двух недель в августе и стоит 17 евро/кг. Оно приобретается один раз (в следующем сезоне уже будете иметь собственное) и дает стопроцентное потомство.

Можно соблазниться на более низкую цену в 8-10 евро за кг, но скорее всего, это просто будет обычный урожай улиток.

Знаниями о таких нюансах и делится с партнерским сообществом улиточное объединение.

Формирование сообщества и рынка

«Мы не планировали делать бизнес на партнерстве, не ставили целью нарастить количество фермеров вокруг нас, — признает Андрей Дзюбан. — Просто взялись за производство продукта, его сбыт. Также делаем полуфабрикаты, продаем их под собственной торговой маркой.

Строя свои производственные помещения, предусмотрели офисы. Когда к нам начали ехать единомышленники за советами, превратили их в гастрозоны для дегустации, чтобы как-то угостить коллег. Оказалось, многим нужны советы. Мы охотно рассказывали о своем опыте. Объединение — это скорее наша социальная миссия. Так мы помогаем рынку, сообществу становиться профессиональнее и увереннее.

Консультирование стало как-бы побочным продуктом нашего основного бизнеса. Есть разовые платные опции для старта, можно приобрести и годовой пакет поддержки с нюансами технологий».

Территория фермы также постоянно открыта для экскурсий и дегустаций. Можно просто включить её посещение в свой туристический маршрут.

Андрей Дзюбан убежден, что у наших людей есть огромное желание работать на земле, вкладывать в интересный бизнес время и энергию: «Тенденция есть. Украина нуждается именно в таком фермерстве, потому что у нас мало самозанятого населения, а улитки дают дополнительный доход с понятной капитализацией, другие бизнес-выгоды.

Только люди часто боятся проблем с реализацией. Действительно, чтобы всего лишь задумать выход на экспорт, нужно оформить более 20 необходимых документов. Мы инструктируем, как облегчить эти процессы».

Председатель профильной ассоциации Роман Репко рассказывает, что Украина использовала в прошлом году только 10% произведенных улиток. Поэтому о торговле за границу задумываться нужно обязательно. Ради возможности формировать оптимальные партии продукта производители улиток должны объединяться.

Ассоциация + кооператив

Уже более 100 улиточных ферм недавно сгруппировались в общественную организацию «Украинская ассоциация производителей улиток». Роман Репко не сомневается, что такое сообщество не просто вместе учится и обменивается опытом, технологиями, но и подсказывает альтернативу зарубежным заработкам. Пожалуйста, зарабатывай больше дома, еще и корми своими продуктами европейцев!

Под эгидой ассоциации создали и сельскохозяйственный обслуживающий кооператив «Украинский кластер производителей улиток». Не скрывают: принимать совместные решения трудно, пришлось преодолевать много негатива. Но постепенно, вот уже второй сезон кооператив сформировал собственную структуру, даже смог получить дотации. Серьезно экономят на закупках. Начали контактировать с международными фондами поддержки бизнеса.

В нынешнем сезоне кооператив ожидает совместный урожай с 11 га. Планирует также освоить технологию выращивания моллюсков в теплицах, чтобы иметь по 2-3 урожая в год.

Ранее пробную партию продукции из 2,5 тонн уже экспортировали во Францию. В этом году будут формировать партии по 10-18 тонн. Общая логистика уже не будет «съедать» прибыль, которая теряется при малых объемах.

От государства нужны стандарты и экспортная протекция

На поддержку государства улиточные бизнесмены, откровенно говоря, практически и не надеются. Пока улитки вынесены в категорию «другое» и не попадают в перечень на дотации и любые другие преференции.

Разве что все-таки говорят о необходимости введения определенных стандартов своей продукции. Рано или поздно рынок захочет систематизации. Скажем, относительно кормов без всяких стероидов, экологически чистого мяса улиток и т.п. Пока что, к примеру, среди ветеринаров нет специалистов со знаниями особенностей моллюсков. Случалось, что специальные службы даже обращались за консультациями к фермерам-практикам.

«Государство могло бы помочь нам, если бы создало протекцию отечественной продукции и упростило процедуры экспорта, — говорит Андрей Дзюбан. — Соседняя Польша, которая является крупным производителем фермерской улитки, видим, старается, создавая искусственные преграды на границе, лишь бы ограничить конкуренцию на их внутреннем рынке. Коллеги уже имели проблемы на границе».

Как собираются преодолевать подобные препятствия? Будем создавать собственный продукт, идти в переработку — говорят фермеры.

«Украинская ассоциация производителей улиток» ищет поддержку у бизнес-структур. Недавно подписала меморандум с Украинским клубом аграрного бизнеса (УКАБ) о содействии развитию малого и среднего бизнеса в сельских регионах.


Ирина Садовая, AgroPortal.ua


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги