logo

Личный взгляд

Научный ринг, или Перейдет ли украинская аграрная наука из аутсайдеров в лидеры

Научный ринг, или Перейдет ли украинская аграрная наука из аутсайдеров в лидеры

Личный взгляд 03 февраля 2020. 07:00 2144

Украинская аграрная наука требует перезагрузки. По сравнению с мировой аграрной наукой она все еще находится в состоянии стагнации — научные работы украинских исследователей почти не встречаются в ведущих международных изданиях, а выступления ученых на международных конференциях можно легко пересчитать.

Понятно, что система науки не способна самостоятельно себя возродить, для этого нужны совместные усилия со стороны науки, государства, а также бизнеса.

Редакция AgroPortal.ua пообщалась с экспертами и расспросила у них, насколько велик разрыв между отечественной и мировой аграрными науками, какова роль финансирования научных институций государством и как вывести украинскую аграрную науку из класса «аутсайдеров» в класс «лидеров».

Развитие украинской аграрной науки кардинально отличается от мировой. В чем кроется основная причина?

В плане фундаментальной науки есть проблемы, и они большие. В Украине есть только несколько специалистов, которые действительно разбираются в экономике. А в прикладных науках, думаю, не все так плачевно, ведь научные институты сотрудничают с частным сектором в плане разработки новых сортов и гибридов.

В целом от мировой науки мы не отстаем. Мы отстаем от западноевропейской, американской, канадской и т.п.

Развитие украинской аграрной науки в корне отличается от развития в Западной Европе, Северной Америке, Китае, Бразилии, Австралии и др. Но подобные проблемные вопросы этой сферы существуют также в странах Восточной Европы и Центральной Азии.

Среди основных проблем можно выделить: недостаточное финансирование, низкие зарплаты ученых и качество их исследований, незначительная поддержка и подготовка молодых исследователей, а еще преподавательские обязанности, которые являются слишком высокими. Таким образом, многие исследователи или оставляют науку, или едут реализовываться в западных странах без обратного билета.

Если говорить о науке, то ее следует рассматривать в разрезе economics и hard sciences (агрономия, ветеринария и т.д.).

Исторически так сложилось, что нормальной экономической школы в Украине не было. Был период, когда господствовала марксистско-ленинская система, однако после распада СССР она начала окостеневать — не пускать в науку «молодую кровь», то есть ученых, которые заканчивали PhD за рубежом. Плюс ко всему, отсутствие мотивации у старой гвардии, которая относилась враждебно к любым изменениям.

Что касается точных наук, то, казалось бы, проблем не должно быть, ведь в этой сфере существуют мировые стандарты. Однако наша система образования и науки потеряла и эту составляющую. А все потому, что знание английского языка у нас на низком уровне, мало кто им свободно владеет, а английский — это язык науки.

Насколько велика роль финансирования научных институций государством?

Государственное финансирование является чрезвычайно важным. Оно нужно для того, чтобы одаренные люди, которые не имеют достаточно средств, имели возможность получить такое же качественное образование, как и те, кто может за него заплатить. А также, чтобы научные исследования были направлены не только на разработки для частного сектора, но и работали над увеличением социального благосостояния своей страны.

Если нет достаточного финансирования со стороны правительства, то научные учреждения должны конкурировать за финансирование других стран, доноров или бизнеса. При отсутствии соответствующего финансирования науки в Украине я бы рекомендовал сосредоточить имеющиеся ресурсы в руках нескольких ведущих учреждений, а в университетах — на высококачественном преподавании.

К примеру, у нас в Германии есть система, которая различает университеты, занимающиеся интенсивными научными исследованиями, и университеты, которые сосредотачиваются на преподавании и обучении.

Государственное финансирование украинской науки ниже в сотни раз, чем в Германии или Франции. Из года в год власть обещает, что повысит заработные платы ученым и выделит средства на исследования. Но, как видим, результаты равны нулю. При этом не осуществляются никакие государственно-частные партнерства: если нет средств у государства, то оно должно искать их в частном секторе. За рубежом компании поддерживают науку, ведь если в науке не будет новых разработок, то они не будут иметь основу для работы.

Университетам и научным учреждениям нужно выходить на самоокупаемость — быть независимыми и самостоятельно проводить собственную политику. Когда они независимы, то начинают думать, как им выживать, какую выбрать стратегию и руководителя.

Медленное интегрирование отечественной науки в мировую — нежелание Украины или сопротивление других государств перед потенциальным конкурентом?

Я не думаю, что существует какая-то оппозиция против украинской науки. Западная часть мира заинтересована в сотрудничестве с Украиной. Однако существует проблема качества аграрного образования в Украине. Я действительно знаю украинских специалистов в области сельского хозяйства, которые никогда в жизни не были в сельской местности. Многие студенты поступают в украинские сельскохозяйственные институты или университеты только потому, что не смогли попасть в другие вузы, а не потому, что интересуются сельским хозяйством. В результате — выпускаются специалисты, которые не имеют достаточной квалификации для сотрудничества с западными коллегами.

Как член Совета директоров Международной ассоциации экономистов сельского хозяйства, я могу однозначно заявить, что мы были бы очень рады большей вовлеченности коллег из Украины. Я не думаю, что кто-то видит в Украине конкурента. Конечно, есть очень много вопросов, на которые нужно найти ответы, и много работы, которую нужно сделать, и чем более умные и творческие люди будут «у руля» страны, тем больше будет эффект. Украина — это сельскохозяйственный гигант, который имеет, к сожалению, более низкую весовую категорию среди своих коллег на международном научном ринге.

Как вывести украинскую аграрную науку из класса «аутсайдеров» в класс «лидеров»?

Мы сможем это сделать только тогда, когда государство перенаправит средства на финансирование науки, вместо того чтобы поддерживать деятельность крупных агрохолдингов. Основным вектором должен быть человек и его образование. Тогда все деньги налогоплательщиков будут тратиться на общественные блага, и можно надеяться на привлечение «новой крови».

Украинскому обществу важно переосмыслить роль сельского хозяйства и сельских территорий. Здесь есть богатая украинская почва — чернозем, однако аграрная сфера и жизнь в селе продолжают рассматриваться как неинтересные и отсталые. Только тогда, когда изменится общественное отношение к этим вопросам, украинскую аграрную науку можно будет перенести из класса «аутсайдеров» в класс «лидеров».

Необходимо привлечь украинскую науку к международной конкуренции. И языковая (английский) подготовка имеет решающее значение, ведь украинские ученые должны сотрудничать с иностранными коллегами и понимать результаты их исследований.

В Украине есть много замечательных молодых экономистов сельского хозяйства, работающих за рубежом. Именно поэтому украинское правительство должно задуматься над кристаллизацией экономики сельского хозяйства и выводе ее на более высокий уровень путем объединения людей в новый независимый центр передового опыта, который финансируется на конкурентных условиях и работает по международным академическим стандартам.


Иванна Панасюк, AgroPortal.ua


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги