logo

Личный взгляд

Чеснок: от иллюзий к реальности

Чеснок: от иллюзий к реальности

Личный взгляд 08 марта 2018. 07:00 18128

На самом деле еще года 3 назад никто в мире даже не знал, что Украина может экспортировать чеснок.

Чеснок с наших грядок и товарный чеснок — это совершенно разные продукты. Мы только начинаем разбираться в правильном выращивании экспортного товарного чеснока. Уверены, будем развивать украинскую традиционную культуру. Нужно прилагать немало профессиональных усилий, чтобы научиться производству нормального продукта по современным технологиям.

О таких фактах AgroPortal.ua узнал от председателя кооператива производителей чеснока UkrUp Анны Морозовой и ее коллег Сергея Капинуса и Андрея Марченко.

«На международных выставках готовность иностранцев покупать качественный чеснок, начиная с партий в 300 тонн, ставит наших людей в тупик, — говорит Анна Морозова. — Однородные крупные и регулярные партии чеснока собрать мы пока не готовы. С ответственностью за гарантированные поставки тоже, увы, проблема».

Профессиональное объединение UkrUp надеется, что уже в ближайшее время удастся сформировать и структурировать нормальный чесночный рынок в Украине.

Пока, говорят, этим продуктом мы не можем удовлетворить даже своих собственных внутренних потребностей, чем ловко пользуются китайцы.

Кооператив UkrUp уже соединил два десятка фермеров, которые отважились на промышленное выращивание чеснока. Добавились и 2 перерабатывающие компании, а также производители техники. Общей стратегией, опытами теперь охвачено почти 300 га.

Основной посыл объединения UkrUp: не навязываем своих услуг, но имеем опытных специалистов-консультантов, которые:

— анализируют потребность рынков;

— учат технологиям для получения высоких прибылей, консультируют относительно всего процесса выращивания;

— налаживают стабильный экспорт.

Кто хочет эффективной отдачи с гектара и выгодного сбыта — присоединяются.

Площади: сигналом о том, действительно ли хозяин уже профессионально освоил производство товарного чеснока, являются площади, на которых он собирает урожай. Уверенно безубыточным является чеснок на площадях от 3-4 га.

Урожая с 2 га уже хватает на партию, которую удобно сертифицировать, идентифицировать, паковать и, как минимум, отправлять в магазин. «Но сертифицировать несколько ведер чеснока с грядки под домом обойдется дороже, чем, собственно, сам чеснок. Совсем нет смысла», — уточняют в кооперативе.

Механизация: спешить с приобретением собственной спецтехники для работы на чесночных участках специалисты поначалу не советуют. Стоит тщательно просчитать риски региона, особенности почв и тому подобное. Всю иностранную технику целесообразнее брать в аренду.

Инвестиции в иностранные механизмы для посадки, уборки и переработки чеснока гарантированно окупятся, когда работаете с 15-20 га чеснока.

Тем, кто выращивает от 0,5 га, конечно, необходимо подумать о минимальной технике украинского производства (такой как культиваторы, скобы для выкопки и др.). Эту технику рекомендуют заказывать и покупать заранее, чтобы не «копать» чеснок лопатой.

Посадочный материал: в прошлом году посадочного материала в Украине хватало, хотя и не по всем категориям, а это следствие неорганизованного рынка, считают аналитики чесночного кооператива.

Многое зависит от стратегии развития хозяйства. В частности, предпринимателю стоит продуманно стартовать и получать собственный посадочный материал, чтобы потом не выходить обратно в рынок. «Если кому-то внезапно захотелось засадить сразу 100 чесночных гектаров, то, конечно, ему будет трудно подобрать столько абсолютно однородного качественного материала — будет разнобой, на гарантированно отличный результат надеяться точно нельзя, а отсюда и разочарование, — объясняет Анна Морозова. — После таких неудачных рывков у многих опускаются руки. Стыдно признать, что прокололся на якобы традиционной и простой культуре. Хотя мы понимаем, что иначе и быть не могло. Вновь погоня за иллюзией».

В отличие от зерновых и технических культур, где уже четко дифференцированы сорта, гибриды, с чесноком до сих пор наблюдаются разнобой, неточности. По рынку «гуляют» названия, которых на самом деле нет в природе. К примеру, хозяева считают, что выращивают сорт Москаль, хотя это лишь творение сарафанного радио. Обязательно нужна консультация специалиста.

Специализация: спасение чесночного рынка — в создании специализированных хозяйств, убеждают в UkrUp. Мол, пора отходить от стихийности, когда производители массово хватаются то за одну, то за другую сезонно выгодную культуру и так сами же уничтожают рынок. Чесночный — особенно чувствителен.

«Как в животноводстве есть племенные хозяйства, в растениеводстве — семенные, так в идеале и чеснок требует работы над семенниками, маточными полями, — уточняет Анна Морозова. — Не секрет, что у нас налажена работа с некогда неплохими сортами чеснока. Культуру бросали, когда проседала цена. Так же нет системных хозяйств, у которых есть специализированные склады, стабильная переработка. Отрасль должна гнуть свою стабильную линию. Будет в ней структура, модель — будет и у чеснока внутренняя и экспортная перспектива. Над этим работаем».

Цена — не главное: фермеров должна волновать не цена чеснока на рынке, а себестоимость продукта, который они вырастили.

Рынок также прежде всего спросит их о:

— качестве и однотипности партии;

— гарантии поставки определенного количества продукции.

Только после этого начинается разговор о ценообразовании.

«Мы пытаемся доказать украинским производителям главную идею: если товар будет товаром, то его всегда будут покупать. А если неприглядной массой с мусором — то не будет направляться и на переработку», — резюмирует Анна Морозова.

Динамика: в UkrUp убеждают, что сознательных производителей чеснока становится заметно больше. Такие дальновидные предприниматели понимают полезную поговорку: зачем мне делать плохо, если все равно придется делать хорошо. Они растут в объемах, уже покупают современную технику. Динамика заметна с каждым сезоном.

Репутация: чеснок способен наработать для Украины репутацию не только сырьевой страны, но и такой, которая способна производить высококачественный товар.

Лоббисты: чесночное объединение осознает, что выращивать чеснок в Украине будет невыгодно, пока его льготно и дешево завозят из Китая. «Нормальные страны выстраивают стратегические экспортные барьеры. Мы объединились в том числе и для того, чтобы лоббировать условия для здорового развития чесночной ниши, — говорит председатель кооператива. — Свои 4 тыс. тонн нормативного чеснока для внутреннего рынка Украина способна вырастить сама. Любой покупатель развернется от границы и найдет товар внутри, если импортный продукт будет отягощен, скажем,15% пошлины. Инструменты регулирования есть внутри страны, это уже доказала ситуация с другими культурами — подсолнечником, кукурузой, соей».

Импортозамещение: закрыть внутреннюю потребность способны 50-100 фермеров в Украине, которые будут профессионально выращивать хотя бы по 2 га чеснока. Тогда можно будет конкурировать с импортом и уверенно думать о выходе на экспорт. Такого результата можно достичь за 4-5 лет, прогнозирует UkrUp.

У кооператива уже имеется положительный опыт лоббизма интересов отрасли. В частности, удалось подтолкнуть мирового производителя средств защиты быстрее зарегистрировать в Украине свои препараты именно на чесноке. А иначе не хватало подтверждений по применению гербицидов для сертификации продукции перед выходом на экспорт в развитые страны. Считают это одним из своих достижений, которое было бы не под силу отдельным мелким производителям.

Супермаркеты как стимул: проверить свои экспортные возможности производители чеснока могут также, прорываясь на полки торговых сетей. Анна Морозова считает, что это испытание тоже готовит к суровым требованиям экспорта. Четкие договоры стимулируют производителя не только придерживаться качества, но и привыкать к периодичности гарантированных поставок: «Если у вас не получается попасть в магазины, то это проблема не сетей. Просто надо подтянуться и выполнить все требования.

Мы исследовали, почему наш чеснок часто некондиционный. Даже привозили пробы грунта из европейских чесночных полей — он не лучше нашего. Просто нам нужно сажать качественный материал, придерживаться правильных технологических карт выращивания и ухода. Мы обязаны выращивать лучший продукт».

UkrUp — это стартап: команда чесночного кооператива UkrUp называет себя амбициозным стартапом. Хотят показать новый алгоритм организации, в частности, в производстве нишевых культур: «Мы не ноем, а решаемся играть на небольших площадях и с большими ставками, с серьезным выходом на репутационный требовательный экспорт. Доказываем рынку и самим себе, что на самом деле возможно делать эффективный агробизнес без большой структуры, без привязки к земле, техники, штата людей. Дело в организации, эффективной кооперации.

Анализируем рынок, даем партнерам прогнозы и тщательно разработанную дорожную карту, вместе прослеживаем процесс выращивания и организовываем выход на рынки сбыта, в том числе на экспорт.

Время показывает: недостаточно быть агрономами от Бога, нужно еще связать эти способности с правильными тенденциями в современном мире. Иллюзии и реальности с выращиванием чеснока это доказывают.

Мы уже запланировали отработать по такому же алгоритму и другие выгодные нишевые культуры».


 Ирина Садовая, AgroPortal.ua 

Новости

Показать все

Блоги