logo

Интервью

Обучение современного управленца, или Что предлагают в kmbs менеджерам нового поколения Источник фото: AgroPortal.ua

Обучение современного управленца, или Что предлагают в kmbs менеджерам нового поколения

Интервью 14 ноября 2017. 11:00 1704

Киево-Могилянская Бизнес Школа (kmbs) запустила обновленную программу аграрного направления, которая теперь, кроме Agri, будет включать еще и Food как целостную систему. Директор МВА-программ Андрей Ковальчук и руководитель курса AgriFood МВА Наталья Гордийчук рассказали AgroPortal.ua, что новенького участники курса смогут увидеть и какие знания получить.

Стартовала программа обучения AgriFood MBA, расскажите, пожалуйста, подробнее о том, кому она будет интересна.

Наталья Гордийчук: Мировые тренды в бизнесе и науке ежегодно меняются, мы активно их отслеживаем и соответственно адаптируем нашу программу. Ранее направление kmbs части «Агро» называлось AgroMBA, по программе выпустили уже 5 групп участников. Но мировой агробизнес переходит на совсем другие модели, и мы осознали, что AgroMBA нужны изменения.

Если еще вчера каждая компания существовала как закрытая система и каждый бизнес был сам по себе, то сейчас мир выходит на логику открытых экосистем. Именно на экосистемность и ориентируется наша AgriFood-программа, потому что агробизнес неразрывно связан с пищевой промышленностью, с наукой, логистикой, торговыми сетями и экспортом.

2 ноября обновленная AgriFood МВА-программа стартовала.

Чем обновленная программа отличается от предыдущей и каковы ее составляющие?

Наталья Гордийчук: Одно из отличий — рабочий язык программы — английский. Это первый шаг школы к интернационализации. Агросектор и IT-отрасль — две ведущие экспортные отрасли, и знание английского здесь обязательно.

Программа полностью отличается по смыслу от предыдущей и от других МВА-программ школы, логика ее наполнения совсем на другом уровне. Она имеет 7 агрокурсов, каждый из которых будет давать базовые знания по специализации относительно основных ролей в агропродовольственной экосистеме: от последних трендов в растениеводстве, животноводстве и пищевых технологиях до AgTech, сертификации, устойчивого агропродовольственного производства, маркетинга и управления цепями создания ценности.

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua
Наталья Гордийчук, руководитель курса AgriFood МВА

Например, если в МВА-группе учится человек из IT-компании, бизнес-аналитик, у которого есть цель изучить бизнес своего агроклиента, ему очень полезно будет понять логику функционирования агробизнесов с точки зрения как высокоуровневого управленца, так и технической специфики. Также у нас будут курсы для агропроизводителей, где мы будем объяснять систему AgTech и почему мировой производитель агропродукции постепенно диджитализируется.

Все эти 7 курсов будут составлять ядро специализации. Но есть основа — стратегический блок. Любой бизнес — стратегия, которая начинается со стратегической-идеи, бизнес-модели, системного мышления. Считаем, что для агропродовольственного комплекса очень важной моделью являются кластеры — именно они помогут среднему и мелкому бизнесу оптимизировать свои расходы и производственные процессы.

Кроме того, программа включает функциональный блок с финансами, маркетингом, проектным менеджментом и продажами, а также страхование и корпоративное управление.

Андрей Ковальчук: Кроме того, стоит вспомнить, что мы являемся частью Киево-Могилянской академии. Поэтому в образовательных программах важны персональное развитие управленца и фокус на лидерских качествах. Это одна из составляющих миссии Могилянки, которая на протяжении веков формирует творческих и ответственных лидеров.

То есть формальных критериев, кроме знания языка, как таковых нет? Кто имел право подавать заявку на участие в программе?

Наталья Гордийчук: Мы обучаем управленцев, людей, которые имеют чувство ответственности за бизнес и людей в нем, поэтому требуем минимум трехлетнего управленческого опыта.

Кандидат заполнял форму на сайте, прошел собеседование, написал эссе на английском языке, после чего мы принимали решение. Мы задавали провокационные вопросы, чтобы услышать личное мнение каждого кандидата, понять, насколько человек амбициозен и готов принять все вызовы.

Стоит подчеркнуть, что мы никогда не выбираем людей по статусу, но смотрим на масштабность мышления и способность принимать решения и создавать правила игры.

Андрей Ковальчук: Существуют также три неформальных критерия, которые мы хотим видеть в наших кандидатах. Первый — релевантный управленческий опыт. Нам важно, чтобы в одной аудитории были опытные управленцы, которые смогут также поучиться друг у друга.

Второй — ментальная открытость к новым знаниям.

Третье — это масштаб мышления. Нам интересно работать с людьми, которые стремятся влиять на развитие рынка и способны работать на глобальном, международном уровне.

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua
Андрей Ковальчук, директор МВА-программ

Может ли это быть кандидат с опытом руководителя, но без специализированного образования?

Наталья Гордийчук: Высшее образование не является обязательным критерием отбора. Сегодня есть люди, которые принципиально не хотят получать высшее образование из-за быстрых изменений технологий. Тем более что сейчас существует множество онлайн-курсов.

Важно, чтобы участники нашей программы имели общие ценности, быстро учились и умели работать в команде, поскольку мы не традиционный университет, а бизнес-школа с высоким процентом интерактивных заданий: case studу и групповые воркшопы. Например, участники AgriFood MBA должны будут создать свой кластер, найти территориальные скопления со смарт-специализацией, задействовать имеющихся игроков и привлечь новых, имплементировать методику кластерного менеджмента на практике.

Будет ли интернационализация касаться других курсов, кроме AgriFood MBA?

Наталья Гордийчук: Школа идет к международному уровню, поэтому все программы со временем будут вестись на английском. Естественно, что это большой вызов, поскольку не так много людей владеют иностранным языком настолько хорошо, чтобы учиться. Кроме того, мы даем философские курсы, которые довольно сложны для восприятия. Поэтому небольшую часть курсов первых наборов AgriFood MBA мы сделаем на украинском языке.

Андрей Ковальчук: Исходя из нашего опыта, за последние 5-7 лет профиль управленца в корне изменился. И если раньше участники МВА-программ не знали английского вообще, то теперь большинство разговаривают на нем свободно. Мы понимаем эти тренды и стараемся их подхватывать. AgriFood MBA — это наша первая попытка создать полностью международную программу и на ее основании расширять этот опыт на другие программы.

Какой спрос на МВА-образование среди управленцев? Как можно мотивировать руководителей получать образование в Украине?

Андрей Ковальчук: По разным подсчетам, рынок МВА-образования в Украине — это 300-400 человек в год (в 5 бизнес-школах, аккредитованных международными организациями, а не псевдо-МВА), не считая молодых управленцев. И нет однозначной статистики о том, сколько людей едут получать МВА-образование за рубеж.

Что касается мотивации, здесь есть объективные и ценностные факторы. Объективные — это цена. Зарубежные бизнес-школы намного дороже отечественных. Я не говорю сейчас про нашу или какую-то другую бизнес-школу, но есть ряд зарубежных бизнес-школ, где стоимость обучения или аналогичная, или даже дешевле, чем в украинских, особенно в контексте онлайн-обучения.

Мы верим, что обучение зрелого руководителя должно происходить по логике среды. Лучший способ мотивировать — создать учебную среду, в которой человек будет чувствовать большую ценность, чем за рубежом. Для этого нужны хорошие преподаватели, мировые тенденции, качественная инфраструктура, мировой контекст, с учетом украинских реалий.

Наталья Гордийчук: Мы часто посещаем конференции различных бизнес-школ или университетов за рубежом и презентуем там программы kmbs. При этом зарубежные коллеги говорят, что мы среди лидеров по логике образования и трендами.

Во время моей поездки по университетам Канады, где присутствовали представители бизнеса, финансовых структур, правительства, презентация AgriFood MBA произвела очень положительное впечатление и вызвала недоумение, откуда мы так глубоко понимаем, куда движется мир. Так же отреагировали голландцы, когда мы обсуждали общие модули, а на AgriFood MBA мы будем 2 недели в WUR (Университет Вагенингена, один из лучших аграрно-естественных учебных заведений мира).

Хочется, чтобы украинцы понимали, что у нас на самом деле лучше, чем за рубежом.

Кроме того, мы проводим много открытых мероприятий. Kmbs один из учредителей Ukrainian Food Valley – образовательно-коллаборативной платформы агропродовольственной экосистемы. Мы развиваем собственный онлайн-проект для управленцев open.kmbs.ua, поддерживаем издание бизнес-литературы.

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

Все это ради профессионального развития управленцев Украины, поднятия уровня их компетентности и популяризации профессионального фермерства, образования кластерных менеджеров, потому что без тех, кто работает на земле, говорить об устойчивом агропродовольствии нелогично.

Много молодых людей считают, что работать охранником в столице гораздо более престижно, чем фермером в регионе. Имидж сельского хозяйства сейчас базируется на знании о том, что это отсталая индустрия с советским наследием. Мы хотим это изменить в корне, потому что агробизнес — индустрия высоких технологий и инновационных решений. Мы хотим, чтобы Украина как можно скорее пришла к этому осознанию.

Расскажите подробнее о сотрудничестве с Ukrainian Food Valley.

Наталья Гордийчук: Ukrainian Food Valley начинает свою историю с момента первой встречи учредителей — выпускников kmbs — и подписания Меморандума о понимании 31 января 2017 года. А уж как общественный союз «Долина» была зарегистрирована 8 августа 2017 года. Обучаясь в бизнес-школе, мы посетили множество хабов и продовольственных долин, где видели эффективную концентрацию бизнеса, науки и образования. Мы подумали: а не сделать ли нечто подобное в Украине? Так и родилась идея создания собственной Food Valley в Украине — аграрной державе.

Выращивания сырья не гарантирует нам лучшую эффективность с гектара, а звание «житницы» — качественный продукт. Основная цель Ukrainian Food Valley — создание экосистемы устойчивого развития агропродовольственного производства. А устойчивое развитие — правильные и логичные шаги на каждом этапе создания продукта: от селекции и точного земледелия до правильного выбора бизнес-моделей и партнеров в экосистеме. Это системное мышление.

Одним из важных направлений деятельности организации Ukrainian Food Valley является идентификация и налаживание связей в агропродовольственных цепях. А это коммуникация между всеми стейкхолдерами системы (нетворкинг) и содействие в их взаимодействии (метчмейкинг).

Поскольку организация работает лишь чуть более чем полгода, говорить о каких-то завершенных проектах и истории еще рано. Сейчас совместно с ЕБРР работаем над созданием онлайн-платформы, для того чтобы помочь аграрным университетам Украины объединиться, чтобы студенты из всех регионов имели доступ к лекциям на определенную тематику.

Мы помогаем представителям кластеров наладить контакты с членами других экосистем. Создали альянс с европейскими кластерами East European Food Cluster Network. Также совместно работаем над организацией конференций 2018 года, в которых будут участвовать бизнес-партнеры из других стран мира, основной фокус будет на нетворкинге между потенциальными партнерами и популяризации Украины как аграрного хаба Европы. Наши цели в этом конкретном мероприятии — создать все условия, чтобы украинские производители начали поставлять свою продукцию не под private label, развивая бренд соседей, а под украинскими брендами. Для этого мы создали бренд-зонтик Ukrainian Food Valley, который будет консолидировать другие украинские марки и сделает более доступным выход на иностранные полки МСБ.

То есть параллельно с обучением идет кооперация с коллегами из других стран?

Андрей Ковальчук: Бизнес-школа является партнером Ukrainian Food Valley. Мы стараемся обеспечить образовательный компонент в развитии Ukrainian Food Valley, а также инициировали школу кластерного менеджера, где даем методологию создания кластеров.

Одной из практических задач наших участников на AgriFood MBA будет создать кластер и найти иностранных партнеров среди международных кластеров.

Джерело фото: AgroPortal.ua
Джерело фото: AgroPortal.ua

Можете назвать ведущих преподавателей программы? Какое соотношение зарубежных спикеров и украинских?

Наталья Гордийчук: Основу стратегического блока (стратегии, бизнес-модели, экосистемы, системное мышление), на котором школа специализируется, будут вести наши преподаватели, которые свободно владеют английским языком. Курсы спикеры будут читать пополам: часть — наши преподаватели, часть — иностранцы.

Например, введение в системное мышление читает Вячеслав Геращенко, заместитель декана. Вторую часть будет вести автор многих книг по системному мышлению из Италии Инте фан Дам (WUR), который будет читать курс Sustainable agrifood chain management, marketing and brand management. Это человек, который провел более чем 30 лет, исследуя тему Consumer behavior, или, просто говоря: «Почему человек говорит одно, а делает совсем другое».

Так же и бизнес-модели: первую часть буду читать я, а вторую — Эммануэль Лоув, французский эксперт, ранее преподаватель CNAM, School of Commerce в Париже, сейчас живет в Украине и работает председателем комитета коммерции французско-украинской ТПП в Украине.

Потому что это ведущие мировые аграрно-технологические университеты, которые специализируются на инновациях.

Что касается практической части, какие страны и предприятия участники смогут посетить?

Наталья Гордийчук: Относительно зарубежного модуля — будет двухнедельная программа в Нидерландах. Планируется посетить множество предприятий, потому что Вагенинген имеет R&D-центры и экспериментальные производства в радиусе 30 км, где есть различные типы почв, развитая инфраструктура. Отдельно планируется посетить тепличные хозяйства и производственные компании, и это не просто экспериментальные лаборатории, а крупные бизнесы, учредители и руководители которых создадут живые кейсы для наших участников, чтобы мы могли провести стратегические сессии и воркшопы.

Кроме того, в планах поездка в Канаду, бизнес-школ Альберты, Манитобы и двух других провинций. Например, в Альберте есть AgriFood Discovery place — это огромный экспериментальный хаб, построенный на средства университета Альберты и власти, где сосредоточены самые современные оборудование и лаборатории. Канада славится своим инновационным животноводством, и у них есть чему поучиться.

В социальной сети очень активно обсуждали стоимость программы. Насколько она обоснованна?

Наталья Гордийчук: Качество всегда имеет свою цену, то же касается и образования. Мы приглашаем лучших экспертов со всего мира, 40% обучения происходит за границей в лучших агроуниверситетах мира. Если мы говорим о качественных преподавателях и международных университетах, то это стоит денег. И университеты, с которыми мы сотрудничаем, выставляют свои цены, несмотря на партнерство. 60% стоимости, которую мы задекларировали, — это именно стоимость обучения в международных университетах. В этом году мы включили международный блок в общую стоимость обучения.

Да и если оценивать результат — а это изменение способа мышления, который затем обеспечивает капитализацию бизнеса в разы, — то это небольшие инвестиции.

Источник фото: AgroPortal.ua
Источник фото: AgroPortal.ua

Андрей Ковальчук: Стоимость — это не просто цифра на бумажке, а оценка ценности, которую участники получают в результате обучения.

Легко совмещать работу и учебу в бизнес-школе?

Наталья Гордийчук: Мы понимаем все сложности работы управленцев, поэтому у нас модульная система обучения.

Андрей Ковальчук: Участники находятся на обучении 4 полных дня в месяц. Есть межмодульная работа — чтение литературы, подготовка домашней работы, рефлексия, создание презентаций. По нашим рекомендациям, человек должен полтора-два часа в день тратить на обучение с целью качественного усвоения материала.

Здесь речь идет не о банальной трате времени на запоминание чего-то, а о том, что определенное количество времени уходит на усвоение полученной информации. Обучение для взрослого человека — это определенный триггер, который запускает процесс мышления под новым углом, расширяет мировоззренческие горизонты.


Наталья Ключникова, AgroPortal.ua

Новости

Показать все

Блоги