Инновации и диджитализация — дань моде или необходимость?

02 октября 2019, 06:05 5131

Инновации и диджитализация — две составляющие эффективного производства. У каждого агрохолдинга свой путь подбора, внедрения инструментов и технологий. О том, как управлять производством с земельным банком в 350 тыс. га и какие инструменты для этого используются, — в кейсе группы компаний «Агропросперис».

Коммерческий директор компании SmartFarming, которая интегрирует новые технологии для повышения рентабельности растениеводства, Дмитрий Зозуля (Д.З.) вместе с руководителем ІТ-департамента Павлом Мандренко (П.М.) и директором по технологиям агрохолдинга «Агропросперис» Артемом Меньшовым (А.М.) рассказывают о лучших практиках, партнерстве с EOS Crop Monitoring и опыте больших аграрных компаний.
 
Д.З.: «Агропросперис» — уникальная компания, поскольку её владельцем является американская инвестиционная группа NCH. Вы контролируете большой земельный банк, у вас большое количество отдельных юридических лиц и очень разрозненная структура. Какую роль в оценке эффективности производственных компаний играют информационные технологии? Как в «Агропросперис» собирают данные и какую систему используют для их анализа?
 
П.М.: Одним из наших основных принципов является децентрализация. В какой-то момент мы все необходимые направления объединили в единую информационную систему с едиными правилами. Это дает возможность оценивать все наши производственные компании.

Есть учетная политика, которая соответствует международным стандартам финансовой отчетности. Это позволяет оперативно получать информацию, поскольку все сотрудники работают в одной системе.

У нас уже есть IТ-инструмент, собственная разработка «Агропросперис» — мобильный помощник агронома Agronomist, над которым в течение нескольких лет работала команда IТ-специалистов, агрономов и аналитиков. Этой разработке предшествовала проблема, связанная с несвоевременной подачей агрономами информации, что тормозило бухгалтерский учет. Данные, которые вносит агроном, попадают в учетную систему, и бухгалтерский учет проводится уже на следующий день. Это позволило иметь полностью управленческий учет совместно с бухгалтерским, что дает возможность оперативно принимать решения.

Руководитель ІТ-департамента Павел Мандренко и директор по технологиям агрохолдинга «Агропросперис» Артем Меньшов
Руководитель ІТ-департамента Павел Мандренко и директор по технологиям агрохолдинга «Агропросперис» Артем Меньшов

Д.З.: Мы часто слышим слово «учет». Правильно ли я понимаю, что в основе лежит учетная система?
 
П.М.: Да, ядром действительно является учетная система.
 
Д.З.: Как это помогает в производстве?
 
А.М.: Есть управление тактическое и стратегическое. Почему важна своевременность учета и его качество? Мы стараемся всегда мыслить стратегически. Поскольку у нас есть данные с полей и элеватора, мы можем анализировать, например, поведение гибридов в разных регионах — какая была урожайность или влажность. Таким образом, мы имеем более справедливую оценку гибрида, и отталкиваясь от полученных данных, можем корректировать закупки на следующий год.
 
Д.З.: Ваша ІТ-инфраструктура позволяет сравнивать гибриды в разных региональных зонах, анализировать факторы, которые влияют на урожайность. Это стратегическое направление. А какой тактики вы придерживаетесь посреди сезона?
 
П.М.: Мы начали сотрудничество с EOS Crop Monitoring. За последнее время разработали часть учетных и управленческих систем, где фиксировали результаты на полях. Сейчас работаем над прогнозированием урожайности. Но для того чтобы проводить проверку в разных регионах, нам необходимо было получать более точную информацию, и благодаря EOS мы можем работать с картами и фотографиями.
 
Д.З. Почему вы выбрали именно EOS Crop Monitoring и есть ли результаты этого сотрудничества?
 
А.М.: Поставщиков таких услуг на рынке достаточно много. Главным критерием для нас было соотношение цена-качество, и по этому параметру EOS нам подошли. Сейчас мы плотно работаем и довольны сотрудничеством. Они нас поддерживают, консультируют, оперативно исправляют недочеты.

Директор по технологиям агрохолдинга «Агропросперис» Артем Меньшов
Директор по технологиям агрохолдинга «Агропросперис» Артем Меньшов

Д.З.: Вы получаете от EOS Crop Monitoring информацию, обрабатываете её и принимаете решения. Как это всё происходит?
 
А.М.: От EOS мы получаем спутниковую информацию в виде индексных фотографий NDVI. На мой взгляд, это наиболее объективная система оценивания состояния посевов в поле. Потому что ни один агроном, который отвечает за 2-3 тыс. га земли, физически не сможет обойти все поля в короткий срок.
 
Д.З.: С какой периодичностью вы получаете эти данные?
 
А.М.: За июль-август, когда была безоблачная погода, мы получали снимки каждые четыре дня.

Коммерческий директор компании SmartFarming Дмитрий Зозуля
Коммерческий директор компании SmartFarming Дмитрий Зозуля

Д.З.: Какие решения вы принимаете, основываясь на этих данных? Что делали по-другому в этом году?
 
П.М.: В этом году у нас был успешный пилотный проект. Мы решили на отдельных полях провести эксперимент на озимых культурах. Выбрали с помощью спутниковых данных лучшие поля и дали повышенную норму азотных удобрений. Мы приняли решение, что «кормить» нужно то, что имеет наилучший потенциал. Дальше будем масштабировать на большее количество гектаров.

Сегодня основная масса агрохолдингов работает по одной системе операций. Например, у нас стандартно по системе дается 140 кг азота в действующем веществе на 1 га. И чаще всего на поля либо вносится одно и то же количество азота, либо это делается на усмотрение агронома. Спутниковый мониторинг дает объективную оценку полям и возможность сравнивать их на расстоянии тысяч километров друг от друга.

Мы стараемся давать лучшим полям больше удобрений, а если понимаем, что можем не получить максимум, который планировали, — даем чуть меньше нормы. Бюджет остается тот же, но мы перераспределяем его эффективнее.
 
Д.З.: Вы не ищете дискретность внутри поля?
 
П.М.: Мы стараемся искать дискретность, потому что чаще всего отставание того или иного участка поля зависит от посева. У нас был опыт, когда мы старались не вносить удобрения на участках, где были плохие посевы. Можно сказать, это начальная стадия точного земледелия.

Руководитель ІТ-департамента агрохолдинга «Агропросперис» Павел Мандренко
Руководитель ІТ-департамента агрохолдинга «Агропросперис» Павел Мандренко

Д.З.: Планируете ли вы продвигать этот проект и идти дальше «вглубь»? Будет ли это поиск различий в рамках поля, увеличение или уменьшение бюджета? Потому что сейчас, как я понял, он действует в рамках перераспределения выделенного бюджета.
 
А.М.: Я думаю, что за этим будущее, потому что технологии не стоят на месте. Точным земледелием способны заниматься лишь те компании, где уровень специалистов позволяет это реализовать. Там, где команда слабее, реализовать это крайне сложно и экономически необоснованно.
 
Д.З.: Павел, у вас есть спутниковые данные, центр мониторинга и анализа, есть производственные компании, которые генерируют много данных. В этих условиях структура IT должна быть устойчивой, продуманной и иметь способность реагировать на новые запросы. Расскажите, как вы получаете данные, как организован их анализ и как IT будет развиваться дальше?
 
П.М.: Мы имеем структуру в виде двух облаков, которые расположены на территории Европы. Вся информация попадает туда. По требованию инвесторов мы должны были найти такой вариант, чтобы с нашей системой можно было работать из любой точки мира.

Информация попадает в систему в одном формате, по которому мы анализируем.

Данные подтягиваются к нашей внутренней системе, где подвязаны все поля и проводится анализ.

Прошлой зимой, в свободное от агропроизводства время, на основании снимков Артем проводил анализ и выяснял, почему на полях, которые находятся рядом, мы получили разную урожайность. Сопоставляя информацию с Agronomist, где зафиксировано по дням, какие операции проводились, и видя, как биологически развивается растение, он заметил, что от своевременности проведения операций зависит очень много. Подтянули к этому еще спутниковые снимки. Мы поняли, что нам нужна информация еще более точная и решили установить метеостанции.
 
А.М.: В частности, нам нужен такой важный параметр, как влажность почвы в динамике, а спутник таких данных не даст.

Д.З.: Анализируя данные прошлых лет по внесению удобрений в почву, а также посеву, вы хотите построить систему, которая будет говорить, можно ли производить посев или другие агрономические операции?
 
П.М.: Да. Всё верно.
 
Д.З.: Вы сформировали такой запрос, как будете двигаться дальше?
 
П.М.: Мы приобрели партию мобильных метеостанций, поскольку большие имеют большой радиус и меньшую точность. На их основе мы разработали прототипы. Например, у нас не было датчика влажности. Всё доработали и решили, что у нашего партнера METEOTREK закажем еще 200 метеостанций. Наша цель — покрыть 100% площади полей.

Д.З.: Анализировать данные — это сложная задача. Есть ли в производственных компаниях «Агропросперис» специалисты нужного уровня? И как организационно построена цепочка, чтобы принимать оперативные решения?
 
П.М.: Что касается оперативности, это очень сложный вопрос. У нас на местах есть специалисты, которые могут справиться с задачами. Преимущество единой системы в том, что наши полевые компании могут видеть результаты и агроэкономическую аналитику своих соседей.
 
А.М.: Наша цель — чтобы наши команды тянулись за лучшими. Поэтому они обязаны знать: что, когда и почему делали конкуренты, которые получили лучший результат. Наши менеджеры по контролю зимой анализируют своих соседей и знают, за счет чего те добились результатов. Положительный опыт мы стараемся применить у себя.

У «Агропросперис» хорошая система мотивации, и все заинтересованы в получении лучшего результата. Инвестор компании часть прибыли отдает в виде бонуса. Эта формула известна всем производственным компаниям, и все понимают уже во время уборочной кампании, какой результат будет, и какая доля прибыли им достанется в виде бонуса.
 
Д.З.: Вы анализируете информацию в центральном офисе, а экономисты-контролеры в полевых компаниях её собирают. Как это работает на практике?
 
А.М.: Кейсы бывают разные. Часть разнарядок идут из Киева, а полевые компании могут менять по своему усмотрению. Все компании, а у нас их 55, могут принимать решения самостоятельно, но в рамках бюджета.

То же самое касается анализа и аналитики. Экономисты или агрономы тоже могут предлагать решения, рассказывать о своем опыте и наблюдениях. Мы проверяем эти данные на других компаниях в рамках группы. Это движение «снизу вверх».

Коммерческий директор компании SmartFarming Дмитрий Зозуля
Коммерческий директор компании SmartFarming Дмитрий Зозуля

Д.З.: «Агропросперис» работает с большим количеством сторонних компаний. Есть ли в планах транслирование таких рекомендаций и услуг для компаний-партнеров, с которыми вы работаете в банковском, элеваторном, страховом бизнесе?
 
П.М.: Как только у нас будет система, в которой мы будем на 100% уверены: так, как это было с Agronomist. Мы несколько лет потратили на то, чтобы это был хороший и удобный продукт для нас, и теперь мы понимаем, что он может быть полезным и для других производителей.

Когда ты предлагаешь продукт, нужно объяснить клиенту, почему он этот продукт должен купить. И если четко понимать, какую выгоду можно из продукта извлечь, клиента будет легче заинтересовать. Но для этого нужна аналитика, история и удобный интерфейс.
 
Д.З.: Вокруг производственных компаний «Агропросперис» постепенно начала выстраиваться инфраструктура, и сегодня речь идет о том, чтобы на базе этой инфраструктуры обслуживать больше компаний. Можно ожидать, что скоро ваш опыт трансформируется в некий «пакет знаний», который можно будет транслировать на весь рынок.
 
А.М.: Да, это так. Более того, мы это уже делаем. У нас есть 6 фермерских хозяйств, с которыми мы сотрудничаем в направлении агропроизводственных технологий.
Наша компания обрабатывает 350 тыс. га с помощью IT-инструментов, еще есть партнеры, которые пользуются нашими IТ-решениями на площади в 70 тыс. га.
 
Д.З.: Спасибо, я сегодня услышал больше, чем ожидал. Поэтому у меня есть отличное предложение посетить мероприятие AgriTech.TopDogs. Это серия встреч участников рынка для обмена опытом, идеями, презентации собственных разработок и проектов, а также получения фидбека от коллег.
 
П.М.: Спасибо, мы обязательно поучаствуем.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua