logo

Личный взгляд

Как березовый сок открыл украинцу экоокно в Европу Источник фото: AgroPortal.ua

Как березовый сок открыл украинцу экоокно в Европу

Личный взгляд 17 мая 2016. 06:48 3449

Украинские производители считают сегмент органической продукции очень перспективным. Бизнесмены просчитывают риски и надеются на гармонизацию отечественного органического законодательства с европейским. Последнее на бумаге присутствует, а на практике — нет.

AgroPortal.ua решил разобраться, каковы реальные перспективы органического производства в нашей стране и где найти рынки сбыта для «здоровой» продукции.

Где минусы — там и плюсы

В развитых странах продукты с приставкой «эко» или «органика» считаются товарами элитного сегмента. И хотя цены на натуральные и экологически чистые продукты в среднем на 30% дороже аналогов, количество приверженцев здоровой пищи постоянно увеличивается. Мировое потребление органических продуктов уже перешагнуло отметку $60 млрд и стабильно растет.

Такая же тенденция наблюдается и на внутреннем рынке. Согласно исследованиям Федерации органического движения Украины, отечественный потребительский рынок органических продуктов зародился в начале 2000-х годов и с тех пор постепенно развивается.

Год   2007 
  2008 
  2009 
  2010 
  2011 
  2012 
  2013 
  2014 
Объем рынка, € млн 0,5 0,6 1,2 2,4 5,1 7,9 12,2 14,5

Интересно, что большинство хозяйств, которые занимаются «органикой», расположены в юго-западных регионах — Одесской, Херсонской, Киевской, Полтавской, Винницкой, Закарпатской, Львовской, Тернопольской, Житомирской областях. А их сертифицированные органические угодья занимают площадь от нескольких гектаров до нескольких тысяч.

Год  2002 
 2003 
 2004 
 2005 
 2006 
 2007 
 2008 
 2009 
 2010 
 2011 
 2012 
 2013 
Площадь, тыс. га 164,4 239,5 240,0 242,0 242,0 249,9

270,0

270,2 270,2 270,3 272,9 393,4
Кол-во хозяйств 31 69 70 72 80 92 118 121 142 155 164 175

Но, несмотря на положительную динамику, участники рынка утверждают: внутренний спрос на экопродукцию остается низким и ориентация только на соотечественников может их погубить. А это означает, что компаниям, планирующим развитие производства, стоит искать новые рынки сбыта. К такому выводу пришли в ООО «ГАЛС ЛТД» и за три года увеличили долю экспорта готовой органической продукции в общем объеме продаж до 50%.

Риск — дело благородное

Продукция «ГАЛС ЛТД» известна в Украине под ТМ «Глибкон» с 2000 года. Производитель предлагает потребителю почти 50 позиций напитков на основе березового сока, изготовляя 7,5 млн условных банок напитков в год, и уверенно занимает лидерские позиции в сегменте производства соков в стекле.

Первые поставки в Евросоюз компания совершила пять лет назад. «Зондирование» рынка ЕС произошло благодаря программе SIPPO, поддерживающей украинский бизнес при выходе на европейский рынок: грамотные консультации, участие в выставке в Германии — и «ГАЛС» нашла своих первых европейских заказчиков.

Сейчас продукция компании присутствует на полках магазинов в более 10 странах Европы, а также в США. В нескольких из стран продукция продается под торговыми марками партнеров. Потребителям нравятся напитки на основе березового сока (95-98%) с добавками различных природных компонентов — настойки шиповника, мяты, крапивы, яблочного или лимонного соков. Сохранять конкурентоспособную стоимость при высоком качестве удается благодаря более дешевой рабочей силе, меньшим затратам на логистику и электроэнергию.

Стоит подчеркнуть, что хозяйство «ГАЛС ЛТД» расположено в Черниговской области. Здесь хвойные и смешанные леса, луга и сады, а также отсутствие промышленности создают идеальные условия для производства «органики».

Но все это стало возможным с сертификатом, подтверждающим на внешнем рынке статус «органики». На получение документа «ГАЛС ЛТД» понадобилось более полутора года, ведь каждый из почти 150 пунктов анкеты необходимо было подтверждать документально. Четыре раза в год специалисты Института органического синтеза проверяли грунты на наличие пестицидов и гербицидов, а производство инспектировалось во всех аспектах: от оборудования — до материала стен и полов завода.

Но каким бы трудным не был этот период, подчеркивает генеральный директор «ГАЛС ЛТД» Владимир Завадовский, получив сертификат соответствия системы менеджмента безопасности FSSC 22000 и сертификат органического стандарта ЕС, а также сертификат на право производства и реализации продукции на рынках Канады и Америки (NOP), компания оказалась в гораздо более выгодных условиях, чем другие экспортеры. Завод давно «отбил» затраты на сертификацию, планирует расширять географию поставок в страны Южной и Северной Америки, страны Востока, а также на африканский континент. А на освоенных территория «пускает корни»: предлагает потребителям новые сертифицированные продукты.

Внешние перспективы и внутренняя поддержка

По словам экспортера, зарубежный покупатель испытывает потребность в новых здоровых продуктах. И украинский производитель может предложить их. Производители экопродукции пока больше ориентируются на рынок ЕС, поставляя сюда свыше 90% экспортируемой «органики».

Способствуют развитию отношений с ЕС в сегменте «эко» и нулевые ставки на экспорт продукции, а также отсутствие квот на ввоз продукции фермеров-органиков. На этом акцентирует внимание Катерина Маркевич, эксперт экономических программ Центра Разумкова.

В то же время, она обращает внимание на факторы ментального рода, которые могут негативно повлиять на сотрудничество с партнерами. Эксперт советует бизнесменам интересоваться бизнес-культурой партнеров, разбираться в ценообразовании, учитывать дорогую международную логистику, активнее использовать международные выставки для поиска партнеров, перестроиться на работу по прозрачным правилам.

Владимир Завадовский отмечает, что украинцы не готовы к применению санкций за каждый неправильный шаг — например, невыполненные в срок требования, поставку некачественного товара.

Высокие требования к продукции — особенно актуальная тема для производителей, ведь в Украине не до конца внедрена даже система HACCP, которая является базовой для любого производителя пищевых продуктов в ЕС и Украине.

Но прежде всего, развитие производства органической продукции не будет без соответствующей нормативно-правовой базы. Она как бы и есть, но на практике — бездействует.

Закон, регулирующий работу отрасли органической продукции в Украине— «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья» вступил в силу в начале 2014 года. По факту он представлял собой сборник украинских и европейских норм со множеством несостыковок, пробелов, недоработок и неоднозначных формулировок. Специально созданная рабочая группа обновила закон более, чем на 80%. Но прежде, чем он попадет в Верховную Раду на утверждение в качестве изменений к действующему, документ должен пройти через госорганы.

На практике, сегмент работает на энтузиазме производителей при огромных затратах ресурсов и времени, в условиях отсутствия подзаконных актов, необходимых для выполнения закона.

«Мы столкнулись с тем, что местные чиновники не могут даже правильно прочитать аббревиатуру HACCP, я уже не говорю о том, чтобы понимать, о чем идет речь», — говорит Владимир Завадовский.

Производители готовы ускорить процесс выхода на внешний рынок «органики», понимая, что чем быстрее он состоится — тем выше дивиденды, а значит — укрепление экономики Украины. Преодолевая бесконечные бюрократические барьеры, некомпетентность госслужащих и нежелание меняться выливается в огромные траты времени и средств, к откату назад отрасли в целом.


Лариса Степанушко, AgroPortal.ua


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги