logo

Мнение эксперта

Аграрное образование в Украине: мы не ждем изменений, мы сами их создаем Источник фото: AgriLab

Аграрное образование в Украине: мы не ждем изменений, мы сами их создаем

Мнение эксперта Ярослав Бойко 13 июля 2018. 07:39 699

Победителя IV Всеукраинского конкурса «Лучшая аграрная практика 2018» в этом году ждет подарок от компании AgriLab — планшет Apple. AgriLab совместно с НУБиП имеет собственный учебный агропроект AgriStart, где специалисты обучают студентов инновациям в точном земледелии.

Своими впечатлениями об аграрном образовании в Украине и современных студентах с AgroPortal.ua поделился СЕО AgriLab Ярослав Бойко.

Как вы оцениваете уровень нынешнего агрообразования? Какая из аграрных профессий будет наиболее востребованной в ближайшее время?

Ярослав Бойко: В аграрных вузах сегодня обучается более 250 тыс. студентов. В то же время в агробизнесе отмечена катастрофическая кадровая проблема. Уровень подготовки выпускников не соответствует современным реалиям агробизнеса, требованиям агропроизводства, науки и развития инноваций — и это факт. В глобальном масштабе мы имеем совершенствовать образование и, в том числе, науку согласно современного мирового уровня развития агроинноваций и технологий, которые уже на десятки лет впереди. В конечном итоге, учить не как ухаживать или лечить растения в поле, а повысить урожай, рационально использовать ресурсы, обеспечить и проконтролировать качество продукции и снизить риски агрария.

Сегодня аграрный сектор — движущая сила развития украинской экономики и один из крупнейших по величине работодателей. Инновации и, в частности, интернет вещей и точное земледелие, создают новый экономический сектор, который имеет потенциал для полного изменения агробизнеса, резко повышая эффективность системы сельского хозяйства при сокращении экологических, материальных и социальных расходах на текущую практику производства агропродукции. И именно в вопросе внедрения инноваций на первый план выходит кадровая проблема: ведь можно приобрести на производство современную технику или какую-то систему, но это не даст результата, если нет специалистов, которые будут уметь использовать все эти возможности.

Также важно понимать, что сегодня и материально-техническое обеспечение отечественных аграрных университетов, и уровень научно-педагогических работников, и программа обучения далеко не соответствуют современным требованиям. Технологии точного земледелия, дроны, сенсорное оборудование, программные решения и интернет вещи… — все это уже реалии производства, но не агрообразования. Техника, используемая в учебном процессе — устарела. И это — в лучшем случае. Потому что в худшем — вообще отсутствует. Вместе с тем, работа современного агронома сегодня — это симбиоз знаний по агрономии, агрохимии, экономики, ИТ-технологий и инструментов, которые повышают эффективность работы в поле.

И если с первыми составляющими в украинских университетах дела лучше, то вопрос о софтах и мобильных приложений, дронов, различных датчиков и сенсор технологий, систем точного земледелия и других инструментов — абсолютно не решен. И проблема не только в том, что университеты не имеют средств для обновления и модернизации материально-технической базы, но и в том, что нет преподавателей, которые смогут научить работать с этими технологиями и оборудованием.

Наука и образование должны быть драйвером изменений и инноваций. Но в Украине пока получается наоборот. Мы особенно остро ощущаем этот разрыв — компания AgriLab внедряет инновационные технологии, но нам приходится с «нуля» учить каждого молодого специалиста, который приходит в нашу компанию. Сегодня мы имеем более 200 клиентов и практически от каждого из них слышим о необходимости специалистах, которые будут поддерживать и сопровождать внедрении инновации.

«N.B!» Стартует IV Всеукраинский конкурс Лучшая аграрная практика 2018

Чего не хватает современному агрообразованию в Украине?

Ярослав Бойко: Студентам не хватает современной прикладной теории и практики. Даже иметь теоретические знания и уметь применить их на практике — это разные вещи. Университеты должны не только давать современную теоретическую базу, но и практическую. Без этого подготовка специалистов — просто фикция.

В компании AgriLab много партнеров из-за рубежа среди образовательных и научных учреждений. В частности, мы активно сотрудничаем с Университетом МакГилл (Канада), Нибраска-Линкольн (США), Ассоциацией производителей сои Айовы и др. Обучение в иностранных вузах проходит неотрывно от практики, между университетами и производственными компаниями, фермерскими хозяйствами налажено эффективное взаимодействие, а любые научные исследования, разработки — полностью коммерциализированные. Партнерство бизнеса и государства в сфере образования, как показывает зарубежный опыт, дает прекрасный результат.

Готовы ли сегодня выпускники вузов воплощать принципы точного земледелия на производстве?

Ярослав Бойко: До недавнего времени ни один университет страны не имел в своей программе не только соответствующего оборудования, а также такого курса как «точное земледелие». Но в прошлом году компания AgriLab сделала первый шаг для решения этого вопроса — совместно с НУБиП начала учебный инновационный агропроект AgriStart. В рамках проекта была создана лаборатория инноваций с современным оборудованием, проводились опыты, выездные практикумы на полях. А уже в этом году на основе проекта создано магистерскую программу «Агрохимсервис в точном земледелии». 

Поэтому мы не ожидаем изменения. Мы сами их создаем. 


Людмила Лебідь, AgroPortal.ua


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги