logo

Блоги

Репутация агрохолдингов

Репутация агрохолдингов

Блоги Тарас Гагалюк 27 ноября 2015. 15:56 1697

Согласно общей теории систем в интерпретации Луманна (Luhmann), система может принести вред устойчивому развитию окружающей ее среды, если она не чувствительна к воздействию этой среды.

На протяжении последних лет много разговоров о том, какой вред несут агрохолдинги окружающей их среде:

  • экологии и почвам — в виде нерационального использования ресурсов и подходов к севообороту;
  • сельской местности — в виде ухудшающейся социальной и экономической инфраструктуры, а также растущей безработицы вследствие внедрения новых технологий;
  • государству — в виде уклонения от уплаты налогов и манипуляций с отчетностью, и т.п.

Перечисленные проблемы достаточно дискутабельны в плане причин их возникновения, но негативная репутация в обществе у «аграрных баронов» все же сложилась.  Не в последнюю очередь из-за того, что в большинстве своем агрохолдинги как системы не чувствительны к влиянию среды, в которой находятся, и поэтому шлют ей неправильные сигналы обратной связи.

Тем не менее, не все агрохолдинги этим грешат. Например, те компании, акции которых публично котируются на международных торговых площадках, более транспарентны и взаимодействуют со средой более интенсивно, в частности в форме программ корпоративной социальной ответственности (CSR). И, как показывает анализ, чем больше акций компании во free float, тем более она открыта.

Взглянем, к примеру, на украинские агрохолдинги, в пользовании которых более 100 тыс. га. Их в общей сложности 31 штука, а 9 из них представлены на международных рынках капитала. Если просмотреть вэб-странички этой 31 компании, то выяснится, что более половины — 17 или 55% — декларируют приверженность CSR. В то же время только 5 компаний сообщают о мероприятиях, проводимых в рамках программ CSR, и только 4 компании вывешивают отчеты о CSR (причем часто «несвежие»). Три из этих 4 компаний принадлежат к публичным, а одна непубличная расположена компактно в рамках одной административной области и «кусочка» соседней области, что, возможно, и объясняет серьезную вовлеченность в решение проблем села на этих территориях, т.к. «вокруг все свои, своим нужно помогать».

Таким образом, общая негативная репутация агрохолдингов является реакцией среды на неправильную обратную связь большинства агрохолдингов с ней же, со средой. Но при этом необходимо помнить, что агрохолдинг агрохолдингу рознь, и есть примеры их положительной обратной связи с обществом.

Тарас Гагалюк, старший научный сотрудник IAMO (Германия)


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги