logo

События

Ветер перемен: тенденции, которые заставляют агробизнес трансформироваться Источник фото: УкрАгроКонсалт

Ветер перемен: тенденции, которые заставляют агробизнес трансформироваться

События 12 апреля 2017. 07:30 1766

Не быть однобокими. Ставить на максимальную эффективность. В частности, и такой вывод для украинского агропроизводства в условиях острой конкуренции на рынке продовольствия прозвучал во время XIV Международной конференции «Зерно Причерноморья 2017». У этого традиционного форума в этом году очень характерный лозунг: «Ветер перемен».

Глубоко проанализировать радикальные изменения в экономике имели возможность украинские игроки агросектора во время общения с отечественными и зарубежными экспертами.

На особенностях региональной конкуренции среди поставщиков зерна и видении направлений, куда должна двигаться Украина, сосредоточился гендиректор аналитической компании «УкрАгроКонсалт» Сергей Феофилов. «Конечно, страны Причерноморья, в том числе и Украина, существенно увеличили свое присутствие на глобальных зерновых рынках, — констатировал аналитик. Однако одновременно призвал задуматься: — А какова цена такой победы? Кто больше за нее заплатил?»

Источник фото: УкрАгроКонсалт
Источник фото: УкрАгроКонсалт

К сожалению, на постоянный рост показателей агропроизводства не влиял банковский сектор. Он сам в последнее время находится в постоянном стрессе. Инвестклимат тоже не был благоприятным для села. Необходимость увеличения инвестиций до $60-70 для удвоения объемов агропроизводства отмечал на форуме и президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко.

Источник фото: УкрАгроКонсалт
Источник фото: УкрАгроКонсалт

Альтернативным источником финансирования могли бы выступать бюджетные выплаты фермерам. Ими поощряют сектор в странах ЕС, а также в Казахстане и России, которые являются соседями по Черноморскому региону. Но в Украине противоположная тенденция.

«Вывод очевиден: аграрный рост у нас на 85% инвестируется из кармана фермеров и аграрных предприятий», — констатирует Сергей Феофилов.

Эксперты также анализируют источники роста прибыли, рентабельности агрохозяйств. К сожалению, одним из основных факторов является девальвация нацвалюты. Она происходит каждые 3-4 года, синхронно наблюдается и рост прибыльности агропроизводства. Впрочем, эффект девальвации достаточно краткосрочный, длится всего 2-3 года.

Источник фото: УкрАгроКонсалт
Источник фото: УкрАгроКонсалт

Вторым фактором роста доходности называют поведение цен на глобальном рынке. Но на них часто влияют природные аномалии в разных странах. К примеру, прошлогодние катаклизмы во Франции обвалили там производство пшеницы на 30%. Цены выросли. Но ненадолго. «Дефицит производства и предложения в определенной стране немедленно сменился предложением и экспортом в других странах. В том числе за счет Черноморского региона, — уточняет Сергей Феофилов. — Украина тоже повысила свою долю на глобальном рынке. Но аналогичные замещения будут случаться каждый раз, когда где-то будут происходить непредсказуемые природные явления. Они и в дальнейшем будут влиять на рост цен, но он окажется незначительным и краткосрочным».

На прогнозирование цен не надо смотреть линейно, призывает эксперт. Ведь тогда невозможно увидеть новые факторы. Одним из таких, не известных до сих пор факторов экономической истории является резкий рост запасов зерна, который изменяет ценовые циклы. Второй фактор — существенное увеличение объема денег в обращении, из-за чего цены могут двигаться непредсказуемо.

Источник фото: УкрАгроКонсалт
Источник фото: УкрАгроКонсалт

Отмечается, что на рынке зерна четко формируются приоритеты для покупателя. Внедряются инструменты, чтобы получить продукты лучшего качества. Предоставляется поддержка перерабатывающему сектору.

Еще одна ведущая тенденция мирового рынка заключается в том, чтобы убрать с торговых сделок лишние деньги, избавиться от лишних посредников.

Фокус все больше смещается в сторону спроса, отмечают эксперты. И советуют сосредотачиваться на области потребления.

Такие тенденции подталкивают агропроизводителей к изменению структуры посевов, где приоритетными являются более маржинальные культуры, к формированию рынка экопродукции.

«К сожалению, украинский агросектор постоянно сосредотачивается только на количественных показателях. Убежден, это очень однобокая позиция, — настаивает Сергей Феофилов. — Да, нам необходимо увеличивать урожай и экспорт продукции. Но не ограничивать стратегию только этими линейными показателями.

В первую очередь, нужно сосредоточиться на направлениях, благодаря которым можно повысить доходность аграрного производства. Вместе с импортом агротехнологий развивать и собственные агротехнологии, поставлять их фермерам и даже экспортировать. Эффективное управление должно постоянно приспосабливаться к вызовам глобального рынка, обеспечивая большую конкурентоспособность наших аграриев. Закрепиться и продвинуться дальше на мировые площадки возможно только через глубокие исследования рынка и использование их результатов для принятия эффективных бизнес-решений».

Источник фото: УкрАгроКонсалт
Источник фото: УкрАгроКонсалт

Ирина Садовая, AgroPortal.ua


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги