logo

Расследования

В свободное плавание: на сколько и почему госстивидоры повысят цены

В свободное плавание: на сколько и почему госстивидоры повысят цены

Расследования 26 ноября 2018. 06:39 1776

Государственные стивидоры, в частности ГП «МТП «Черноморск», начали преддоговорную процедуру с частными зерновыми портовыми терминалами, направив письма о возможном повышении тарифов на портовые услуги с 1 января 2019 года.

AgroPortal.ua решил разобраться — на сколько и почему дорожают услуги.

Чем меньше доля, тем дороже

На сегодняшний день в украинских портах работает более 100 портовых операторов, из которых 13 — государственные стивидорные компании. По данным ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), за 5 лет и 9 месяцев 2018 года доля перевалки грузов у государственных стивидоров сократилась на 13% и составляет около 24,9 млн тонн — около четверти от общего грузооборота.

Повышение тарифов по желанию

Письмо с уведомлением о повышении тарифов на услуги ГП «МТП «Черноморск» среди остальных получил и крупнейший универсальный экспортно-импортный терминал по перевалке растительных масел и зерновых — Risoil. Он расположен в морском торговом порту «Черноморск» и предоставляет свои услуги таким компаниям как Cargill, Kernel, ADM, «Виоил Агро».

Risoil Terminal обеспечивает единовременное хранение 100 тыс. тонн масла и 200 тыс. тонн зерновых, за сутки разгружает 80 ж/д цистерн и 150 автомобилей и производит погрузку до 30 тыс. тонн груза на трех причалах, а общий объем перевалки составляет около 3 млн тонн в год.

В компании посчитали, что ГП «МТП «Черноморск», с которым работает Risoil Terminal, намерен поднять все тарифы на услуги от 10% до 50%, что, естественно, скажется на стоимости перевалки.

«Повышение тарифов — это просто желание государственных стивидоров, хотя по закону ГП — такой же обычный стивидор, как и частные терминалы, но они используют имущество, которое принадлежит государству и ФГИУ. При этом частные терминалы являются заложниками ГП в ситуациях, когда они среди года, на который у нас уже заключены контракты с партнерами, инициируют повышение тарифов», — комментирует ситуацию совладелец треминала Risoil Шота Хаджишвили.

По его словам, проблема в этой отрасли системная — от непрофессионального управления и раздутых штатов. Как рассказал Шота Хаджишвили, сегодня в ГП «Черноморский МТП» работает около 4000 сотрудников, а реально при их грузопотоке хватило бы и 1000. Как пример приводит компанию ТИС, где такое же количество сотрудников — около 4 тысяч, но при этом грузопоток у них в 6 раз больше чем у ГП «МТП «Черноморск»: в прошлом году — около 26 млн тонн.

Вне зоны ответственности

Пресс-служба АМПУ от комментариев и разъяснений о повышении тарифов на услуги ГП «МТП «Черноморск» воздержалась, посоветовав нам обратиться непосредственно к ГП «МТП «Черноморск», а также в Министерство инфраструктуры, поскольку порт, который заявил о повышении тарифов, является государственным предприятием.

В отделе взаимодействия со средствами массовой информации Министерства инфраструктуры Украины сообщили, что если речь идет о повышении тарифов на погрузку и разгрузку, то это действительно относится к компетенции непосредственно ГП «МТП «Черноморск», и объяснить данную ситуацию могут только там.

«Мининфраструктуры формирует политику и принципы начисления ставок портовых сборов, взимаемых АМПУ, а в данном случае с тарифами — речь совсем о другом», — ответили в Мининфраструктуры.

Не нарушение, но явное злоупотребление

Как поясняет партнёр международной юридической компании Interlegal Артур Ницевич, до 2014 года тарифы на портовые услуги в морских портах регулировались «Сборником тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины». Этот документ был отменен в 2014 году в силу действия статьи 21 Закона «О морских портах», которая предусматривает, что государственному регулированию подлежат только тарифы на специализированные услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий, а также услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов.

«В настоящее время государственному регулированию подлежат тарифы на следующие услуги: обеспечение лоцманской проводки и регулирования движения судов, обеспечение ледокольных работ, а также обеспечение доступа портовых операторов к причалам, находящимся в ведении Администрации морских портов Украины. Тарифы на все иные услуги являются свободными и определяются договором между субъектом хозяйствования, который предоставляет соответствующие услуги, и их заказчиком. Таким образом, установление размера тарифов находится в компетенции администрации соответствующего порта. Можно предположить, что увеличение тарифов будет произведено одновременно с перезаключением на новых условиях договоров между портами и портовыми операторами», — отмечает Артур Ницевич.

В ведущей юридической компании Legrant также отмечают, что в соответствии с законодательством свободные тарифы являются нерегулируемыми, соответственно субъекты, осуществляющие свою деятельность в портах, вольны в выборе услуг и определении тарифов за эти услуги. Следовательно, анонсирование государственным стивидором в порту «Черноморск» повышения тарифов по своей сути не является нарушением: «Так, в соответствии с ч. 3 ст. 21 ЗУ «О морских портах Украины» — «Тарифи на інші послуги, крім визначених у частині першій цієї статті, є вільними та визначаються договором між суб’єктом господарювання, який надає відповідні послуги, та їх замовником». Но вместе с тем, ст. 18 этого же закона определяет особенности осуществления хозяйственной деятельности в морском порту, а именно равенство всех субъектов хозяйствования вне зависимости от форм собственности, обязательство всех субъектов способствовать развитию конкуренции и не совершать действий, которые могут оказывать негативное влияние на конкурентную среду в морских портах. Могу предположить, что субъект — государственный стивидор пользуется своим положением в Черноморском порту, которое можно определить как доминирующее, поскольку имеет соответственную территорию, причал, необходимые ресурсы для предоставления услуг, которые другим субъектам частной формы собственности в Черноморском порту недоступны». 

И в данном случае, говорит управляющий партнер компании Legrant Татьяна Титаренко, это предмет для расследования Антимонопольным комитетом Украины — государственным органом, обладающим специальным статусом для обеспечения защиты конкуренции среди предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 ЗУ «О защите экономической конкуренции» — «Зловживанням монопольним (домінуючим) становищем на ринку є дії чи бездіяльність суб'єкта господарювання, який займає монопольне (домінуюче) становище на ринку, що призвели або можуть призвести до недопущення, усунення чи обмеження конкуренції, або ущемлення інтересів інших суб'єктів господарювання чи споживачів, які були б неможливими за умов існування значної конкуренції на ринку. Зокрема, встановлення таких цін чи інших умов придбання або реалізації товару, які неможливо було б встановити за умов існування значної конкуренції на ринку».

«Мое личное мнение, что ГП «МТП «Черноморск» перед повышением тарифов должен обосновать их изменение и предоставить калькуляцию как для участников рынка, так и для АМКУ. В противном случае считаю вполне справедливым, если участники рынка исследуют рынок и обратятся самостоятельно к АМКУ с просьбой изучить вопрос тарифов в данном случае», — отмечает Татьяна Титаренко.

Редакция 6 ноября 2018 г. официально обратилась за комментарием к ГП «МТП «Черноморск», последние ответили, что отправили печатную версию комментария по почте, поскольку политика госпредприятия запрещает предоставлять данные в электронном варианте. Ответ на официальный запрос опубликуем, как только получим его.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua 


Ключевые новости аграрного рынка в Telegram

Новости

Показать все

Блоги